Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.04.2008 N Ф03-А51/08-2/582 по делу N А51-6731/2007-20-169 Статья 101 НК РФ не предусматривает возможность вынесения налоговым органом без соблюдения процедуры, установленной указанной правовой нормой, решения о внесении изменений после принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/582

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

на решение от 05.09.2007, постановление от 28.11.2007

по делу N А51-6731/2007-20-169

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“

к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока

о признании недействительным решения от 29.05.2007 о внесении изменений в решение N 12/1209 от 15.03.2007

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее -
ОАО “РЖД“, акционерное общество) в лице Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги (далее - ДВЖД) - филиала ОАО “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения б/н от 29.05.2007 инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) о внесении изменений в решение N 12/1209 от 15.03.2007.

Решением суда от 05.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их необоснованностью.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ОАО “РЖД“, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение судом статей 31, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в соответствии с которыми налоговому органу не предоставлено право на внесение изменений в ранее принятые решения о привлечении к налоговой ответственности, поскольку изменяющее решение может быть вынесено только после того, как пройдены все стадии производства по делу о налоговом правонарушении.

Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклоняют и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Владивостокского отделения ДВЖД
- филиала ОАО “РЖД“ (далее - Владивостокское отделение ДВЖД) по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты местных и региональных налогов за период с 01.10.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт проверки N 12/263 от 25.01.2007, по результатам рассмотрения которого и возражений на него налоговым органом 15.03.2007 принято решение N 12/1209 о привлечении Владивостокского отделения ДВЖД к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату следующих налогов в виде взыскания штрафа:

- транспортного налога за 2004 - 2005 годы - штраф в сумме 10 758 руб.,

- единого социального налога (далее - ЕСН) за 2004 год - 1 052 руб.

Одновременно отделению предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:

- налог с продаж в сумме 1 321 руб., пени в сумме 578 руб.,

- земельный налог - 42 373 руб.,

- налог на имущество - 8 843 руб.,

- транспортный налог - 83 999 руб., пени - 1 295 руб.,

- налог на доходы физических лиц -11 068 руб., пени - 3 544 руб.,

- ЕСН - 802 681 руб., пени - 51 971 руб.

29.05.2007 налоговым органом принято решение о внесении изменений в вышеуказанное решение, согласно которым изменена резолютивная часть данного решения, а именно: проведена замена субъекта правонарушения Владивостокского отделения ДВЖД на ОАО “РЖД“.

Акционерное общество не согласилось с решением о внесении изменений в ранее принятое решение и обжаловало его в арбитражный суд, который необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом судом не учтено следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке,
установленном настоящим Кодексом.

В отношении выездных налоговых проверок указанный порядок установлен статьей 89 Кодекса, в соответствии с которой, с учетом положений статьи 87 НК РФ, выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов с целью контроля за соблюдением последними законодательства о налогах и сборах.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов (пункт 7 статьи 89 Кодекса).

Согласно пункту 1.3 Положения о Владивостокском отделении Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“, утвержденного 29.09.2003 начальником Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“, отделение не является филиалом или представительством ОАО “РЖД“, не имеет статус юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО “РЖД“. Ответственность по обязательствам Отделения несет ОАО “РЖД“.

Из изложенного следует, что решение о проведении выездной налоговой проверки, акт проверки должны были быть направлены налогоплательщику, каковым является ОАО “РЖД“, что не было сделано налоговым органом.

Кроме этого, последним не соблюден порядок вынесения решения по результатам материалов налоговой проверки, установленный статьей 101 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика, подавшего письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Налоговый орган не известил акционерное общество о времени и месте рассмотрения материалов проверки и не направил последнему копию принятого решения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Также не оспаривается налоговым органом и факт неизвещения ОАО “РЖД“ о времени и месте принятия решения от 29.05.2007, которым внесены изменения в решение N 12/1209 от 15.03.2007 в
части замены субъекта правонарушения с Владивостокского отделения ДВЖД на ОАО “РЖД“.

Обязанность по соблюдению должностными лицами инспекции порядка принятия решения установлена статьей 33 Кодекса.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Федеральный закон N 137 - ФЗ) в статью 101 НК РФ внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137 - ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

При этом законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.

Статья 101 Кодекса не предусматривает возможность вынесения налоговым органом без соблюдения процедуры, установленной названной правовой нормой, решения о внесении изменений после
принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Инспекцией допущено нарушение положений статьи 101 НК РФ как при принятии решения от 15.03.2007, так и при принятии решения от 29.05.2007, что привело к ущемлению прав акционерного общества как налогоплательщика, в частности, права присутствия должностных лиц организации - налогоплательщика или их представителей при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения, что является безусловным основанием для отмены вынесенного ненормативного правового акта инспекции.

Ссылка арбитражного суда на пункт 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ неправомерна, поскольку суд применил содержащееся в нем разъяснение без учета изменений, внесенных в статью 101 Кодекса Федеральным законом N 137 - ФЗ.

Поэтому вывод суда обеих инстанций об отсутствии нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является ошибочным, так как прямо противоречит статье 101 НК РФ, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции, как принятые с нарушением норм материального права, подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ОАО “РЖД“ требований.

Кроме этого, в силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиком признаются организации, а их филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Следовательно, обособленное подразделение, каковым является Владивостокское отделение ДВЖД, образованное в соответствии с действующим законодательством, не признается в налоговых правоотношениях организацией - налогоплательщиком, на которую может быть возложена налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главой 16 Кодекса. Поэтому привлечение инспекцией Владивостокского отделения ДВЖД решением от
15.03.2007 к налоговой ответственности неправомерно, в связи с чем ошибочен вывод суда о том, что, осуществив замену субъекта правонарушения оспариваемым решением, налоговый орган фактически устранил техническую ошибку. Указанный вывод противоречит вышеназванным нормам права и материалам дела.

С учетом изложенного, кассационная жалоба ОАО “РЖД“ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 05.09.2007, постановление апелляционной инстанции от 28.11.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6731/2007-20-169 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Решение инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока от 29.05.2007 о внесении изменений в решение N 12/1209 от 15.03.2007 признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока в пользу Владивостокского отделения ДВЖД - филиала ОАО “Российские железные дороги“ расходы по госпошлине в сумме 4 000 руб., уплаченные при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.