Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2008 N Ф03-А59/07-2/6125 по делу N А59-3226/07-С11 Возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом на основании положений статьи 78 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2008 г. N Ф03-А59/07-2/6125

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 5 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области

на решение от 23.10.2007

по делу N А59-3226/07-С11

Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сахалин-трейдинг“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области

3-е лицо: государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области

о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов

Общество с ограниченной ответственностью “Сахалин-трейдинг“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд
Сахалинской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) в размере 2 983 000 руб. и об обязании инспекции возвратить их.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области (далее - отделение Пенсионного фонда).

Решением суда от 23.10.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что действующим законодательством полномочия по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов возложены на налоговые органы.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы полагает, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), поэтому на указанные платежи не распространяются положения статьи 78 настоящего Кодекса, предусматривающие порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для возврата (зачета) обществу страховых взносов в названной сумме.

Общество и отделение Пенсионного фонда отзывы на жалобу не
представили, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили, так же как и инспекция, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, 07.06.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые согласно справке-заключению управления Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске от 24.05.2007 N 102/25 составили 2 983 000 руб. Письмом от 15.06.2007 N 10-08/23875 налоговый орган отказал в возврате страховых взносов, мотивируя тем, что указанные платежи не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, следовательно, их возврат не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Общество, посчитав отказ инспекции в возврате страховых взносов незаконным, оспорило его в арбитражный суд.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 25 названного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“, а также Приложения 11.1 к названному Закону Федеральная налоговая служба является главным
распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, осуществляющим в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

С учетом приведенных выше норм права обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возврату страховых взносов возложена на налоговые органы.

На основании изложенного является ошибочным довод заявителя жалобы об отсутствии правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами по той причине, что законодателем не определен уполномоченный орган на проведение такого зачета (возврата).

Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, к спорным правоотношениям, как правильно указал суд первой инстанции, применимы положения статьи 78 НК РФ, регулирующие порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени.

Материалами дела установлено и не оспаривается инспекцией наличие у общества переплаты по страховым взносам в сумме 2 983 000 руб.

Таким образом, обоснованным является вывод суда о правомерности требований общества о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, признавшего отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных страховых взносов незаконным.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.10.2007 по делу N А59-3226/07-С11
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.