Решения и постановления судов

Определение Пензенского областного суда от 29.07.2008 по делу N 33-1412 Вдова сотрудника органов внутренних дел погибшего при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий, не вступившая в новый брак, имеет право на ежемесячные денежные выплаты, согласно пункту 3 статьи 21 ФЗ “О ветеранах“.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июля 2008 г. по делу N 33-1412

Судья: Жукова Е.Г.

29 июля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Уткиной И.В.

и судей Кузнецовой Т.А., Гордеевой Н.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Гордеевой Н.В. дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 июня 2008 года, которым постановлено:

Исковое заявление М.Л. удовлетворить.

Признать за М.Л. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Признать незаконными действия ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Пензы по прекращению выплат М.Л. ежемесячных денежных выплат, установленных ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Пензы возобновить М.Л. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 августа 2006 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Проверив материалы дела, заслушав М.Л., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

М.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы о признании права пользования мерами социальной защиты, признании незаконными действий по прекращению ежемесячных денежных выплат, понуждению к возобновлению ежемесячной денежной выплаты.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ от 12.02.1993 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ имеет N 4468-1, а не N 4468.



В обоснование иска М.Л. указала, что она является вдовой погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел. В апреле 2000 года, в соответствии с разделом IV Закона РФ N 4468 от 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей“ Центром пенсионного обеспечения УВД Пензенской области ей была назначена пенсия по потери кормильца. 01.08.2006 года, по достижению ее сына 8-летнего возраста, в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 1993 года, ЦПО УВД Пензенской области данная выплата ей была прекращена. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истец была включена в регистр федеральных льготников, и с 01.01.2005 года в соответствии с п. 3 ст. 21, п. 4 ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ ответчиком выплачивались ей ежемесячные денежные выплаты. Однако в августе 2006 года ответчиком ежемесячные денежные выплаты были прекращены, т.к. Закон устанавливает, меры социальной поддержки только нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение).

Полагая действия ответчика незаконными, истица просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными частью 1 статьи 21 Федерального закона “О ветеранах“; признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат истцу, установленных статьей 23.1 ФЗ “О ветеранах“, неправомерными; обязать ответчика возобновить ей ежемесячные денежные выплаты с августа 2006 года в размере установленные ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации“.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Пензы просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение, полагая действия ГУ - УПФР по Октябрьскому району г. Пензы правомерными, не противоречащими действующему законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования М.Л., суд признал установленным и исходил из того, что они основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, М.Л. является вдовой сотрудника органов внутренних дел М.С., погибшего 08.03.2000 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Пензы от 23.03.2005 года М.Л. как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел с 01.01.2005 года по 31.08.2006 года назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. С 01.08.2006 года указанная выплата прекращена.

Разрешая исковые требования М.Л., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Статьей 21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Частью первой данной статьи установлен перечень мер социальной поддержки, а также круг лиц, имеющих на них право и условия их предоставления. В частности, в соответствии с указанной нормой, меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Частью второй ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ определен круг членов семьи погибших, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные ч. 1 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. К таким лицам в частности относятся супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны или ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак.

Согласно ч. 3 указанной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Таким образом, законодатель приравнял членов семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, и предоставил им равные возможности на получение мер социальной поддержки, установленных рассматриваемой статьей Закона (ст. 21).



В силу положений Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 “О милиции“ к членам семей сотрудников милиции относятся: супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с сотрудниками.

Поскольку М.Л. является вдовой сотрудника органов внутренних дел М.С., погибшего 08.03.2000 г. при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике, в повторный брак она не вступала, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, суд пришел к правильному выводу о том, что она имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

Также судебная коллегия соглашается с суждением суда о законности требований истицы о признании незаконными действия ответчика по прекращению ей ежемесячных денежных выплат, установленных ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, и понуждении ответчика к возобновлению данной выплаты.

В соответствии со ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяце“, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР на службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда“;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Из содержания данной нормы следует, что члены семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, к числу которых принадлежит истица, прямо не отнесены к получателям ежемесячной денежной выплаты.

Но поскольку, истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, в силу ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ приравнена по своему правовому статусу к членам погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, а последние в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд правильно посчитал, что М.Л. также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

В целях реализации данных положений ФЗ “О ветеранах“ Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. В приложении N 1 к указанному Порядку в пункте 11 к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, были отнесены и члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), приравненные к получателям ежемесячной выплаты в соответствии с п. 3 ст. 21 данного Закона.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск М.Л. в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, они были предметом судебного исследования, им дана правовая оценка, которую судебная коллегия находит правильной.

Исходя из изложенного, следует признать, что выводы суда мотивированны, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, оценка собранных по делу доказательств соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 июня 2008 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы - без удовлетворения.