Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 04.07.2008 по делу N А49-3453/2008-137а/19 Обязанность произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов действующим законодательством возложена на налоговый орган как администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 июля 2008 г. по делу N А49-3453/2008-137а/19

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 1 июля 2008 года

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Соловьевой В.В. (440000, г. Пенза) к ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13), третье лицо: ГУ УПФ РФ по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14а), о признании незаконным решения налогового органа,

при участии в заседании: от заявителя предпринимателя Соловьевой В.В. (паспорт),

от ответчика главного специалиста 1 разряда юридического отдела Абубекеровой Г.М. (доверенность от 02.10.07 N ЧАМ-03/13652),

от третьего лица ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) Суванкулова Д.А. (доверенность от 21.11.07 N 15),

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы о признании незаконным ее решения от 10.04.08 N 09-05/02-240 об отказе произвести зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в сумме 1200 руб. и обязании инспекции произвести данный зачет с КБК 18210202010061000160 в счет уплаты страховых взносов по КБК 18210202030061000160.

В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на ошибочную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1200 руб., а также на обязанность налогового органа как администратора поступлений в бюджет Российской Федерации осуществлять зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

В отзыве на заявление налоговая инспекция с требованиями заявителя не согласилась, считая их необоснованными. По мнению инспекции, зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов не может быть осуществлен по правилам статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в законодательстве о налогах и сборах.

В отзыве по делу третье лицо требования заявителя поддержало, считая, что поскольку Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов не переданы органам ПФ РФ, решение указанных вопросов находится в компетенции налогового органа как администратора данных поступлений в бюджеты Российской Федерации. При этом зачет (возврат) сумм страховых взносов, по мнению третьего лица, должен осуществляться в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании предприниматель Соловьева В.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Одновременно пояснила, что об ошибочной уплате страховых взносов ей стало известно в 2008 году, после направления третьим лицом требования о погашении задолженности.



Представитель ответчика, не отрицая факта ошибочной уплаты предпринимателем страховых взносов в сумме 1200 руб., требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве по делу, и просил в их удовлетворении отказать. Также представитель ответчика пояснил, что налоговый орган не извещал заявителя о наличии у него переплаты по страховым взносам в заявленной сумме.

Представитель третьего лица с требованиями заявителя согласился и просил их удовлетворить по основаниям, приведенным в отзыве по делу. Факт наличия у предпринимателя на день проведения судебного заседания переплаты по страховым взносам в сумме 1200 руб. подтвердил.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 6 и статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ индивидуальный предприниматель Соловьева В.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, уплачивающим страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

27.12.02 заявитель по платежной квитанции перечислил в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по коду бюджетной классификации 18210202010061000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1200 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ указанный в платежных документах КБК группирует доходы бюджета, поступающие от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Однако заявитель не является плательщиком названных взносов.

Следовательно, средства, перечисленные предпринимателем не в качестве фиксированного платежа на сумму 1200 руб., являются ошибочно уплаченными.

09.04.08 предприниматель Соловьева В.В. обратилась в ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы с заявлением о зачете ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 1200 руб.

Решением от 10.04.08 N 09-05/02-240 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении зачета, мотивировав его нераспространением положений Налогового кодекса Российской Федерации на отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, предприниматель обжаловал его в суд.

Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме этого, названной нормой закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона он вступает в силу с 01.01.07.

Таким образом, отношения по зачету (возврату) излишне уплаченных сборов регулируются, в том числе бюджетным законодательством.



Согласно материалам дела страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечислены заявителем до 01.01.08.

Следовательно, к данным правоотношениям применяются акты законодательства о налогах и сборах и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, действовавшие до 01.01.08.

Как следует из содержания Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, относятся к доходам бюджетов Российской Федерации

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.07 N 212-ФЗ) закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и приложению N 11.1 к указанному закону администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, и ниже перечисленные полномочия не переданы иному органу или учреждению, именно она принимает решения о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Материалами дела (платежной квитанцией, реестром учета платежей страхователя и данными лицевого счета предпринимателя, представленными налоговым органом) подтверждается и не оспаривается ни налоговым органом, ни третьим лицом факт ошибочной уплаты заявителем страховых взносов в сумме 1200 руб. Указанный размер переплаты по страховым взносам имеется у предпринимателя и на день проведения судебного заседания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение налогового органа об отказе в произведении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов не соответствует бюджетному и налоговому законодательству и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 100 руб. На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации решение ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы от 10.04.08 N 09-05/02-240 об отказе предпринимателю Ф.И.О. в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1200 руб. и обязать налоговый орган в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести зачет названной суммы страховых взносов в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.