Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 10.11.2008 N КА-А40/10085-08 по делу N А40-65037/06-98-379 Налоговая служба России является администратором поступлений в бюджет, что предопределяет ее задачу по правильному определению налоговых обязательств налогоплательщиков и исполнению требований налогового законодательства РФ не только в части собирания налогов, но и в части их возврата при наличии к тому оснований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/10085-08

Дело N А40-65037/06-98-379

Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.08

Полный текст постановления изготовлен 10.11.08

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Тетеркиной С.И.

судей Дудкиной О.В., Черпухиной В.А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Р., дов. от 25.01.08

от ответчика: К., дов. от 19.02.08 N 59-н,

от третьего лица УФК по г. Москве - не явился,

рассмотрев 10.11.2008 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве, ответчика,

на определение от 16.04.2008 Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Котельниковым Д.В.,

на постановление от 17.07.2008 N 09АП-6855/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Кораблевой М.С., Седовым С.П., Катуновым В.И.

по иску (заявлению) ООО “Межрегионгаз“

о наложении
судебного штрафа

к ИФНС России N 36 по г. Москве

3 лицо: УФК по г. Москве

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО “Межрегионгаз“, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о наложении на Инспекцию ФНС России N 36 по г. Москве (ИФНС России N 36 по г. Москве, далее - Инспекция) судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение действий, указанных в исполнительном листе 607455, выданном 24.08.2007 г. на основании решения Арбитражного суда от 10.04.2007 г., вступившего в законную силу 13.07.2007 г., об обязании Инспекции уплатить Обществу проценты в сумме 2 737 569,28 руб., начисленные за несвоевременный возврат налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 18 285 886,15 руб.

Определением суда от 16 апреля 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2008 года, заявление удовлетворено частично. С Инспекции взыскан штраф в размере 5 000 руб.

Инспекция в кассационной жалобе просит судебные акты в части взыскания штрафа в размере 5000 руб. отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать полностью, ссылаясь на то, что лицевые счета организации переданы в Межрайонную инспекцию ФНС России N 14 по Московской области, которая, как считает податель жалобы, и должна осуществлять возврат процентов в силу п. 2 ст. 78 НК РФ.

В отзыве на жалобу Общество выражает несогласие с доводами инспекции, считая их необоснованными, и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя УФК по г. Москве.

В судебном заседании представитель Инспекции, поддержав доводы жалобы,
дополнительно сообщил о том, что решение суда исполнено другим налоговым органом - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2. По мнению представителя Инспекции, данное обстоятельство исключает наложение судебного штрафа на ИФНС России N 36 по г. Москве.

Общество представило письменные пояснения, в которых указывает, что исполнение решения суда лицом, на которое такая обязанность не была возложена, не является основанием для отмены судебного штрафа.

Письменные пояснения приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 332 АПК Российской Федерации за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных в главе 11 данного Кодекса.

Как видно из материалов дела, исполнительный лист на выплату процентов был предъявлен для исполнения 22.10.2007 г., в связи с чем судебным приставом-исполнителем 22.10.2007 г. возбуждено исполнительное производство N 45388/451/39/2007 и на Инспекцию возложена обязанность в течение пяти дней с момента получения постановления исполнить требования, указанные в исполнительном листе, и представить документы, подтверждающие факт исполнения решения суда.

По состоянию на 16.04.2008 г. решение суда исполнено не было, что обоснованно расценено судебными инстанции как бездействие, влекущее ответственность, предусмотренную ст. 119 АПК РФ.

Законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ налоговая служба России назначена администратором поступлений в бюджет, что предопределяет ее задачу по правильному определению налоговых обязательств налогоплательщиков и исполнению требований налогового законодательства не только в части собирания налогов, но и в части их возврата при наличии к тому оснований.

Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, иных обязательных платежей.

При этом, нахождение заявителя на дату вступления в силу решения суда на учете не в той налоговой инспекции, на которую возложена обязанность уплатить проценты за нарушение сроков возврата налога, а в другой, само по себе не изменяет порядок исполнения решения суда, поскольку, в силу статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, определением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2008 г. по настоящему делу инспекции отказано в замене должника на МРИ ФНС России N 14 по Московской области.

Фактическое исполнение решения суда 24.10.2008 г. иным исполнительным органом, в данном случае Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, не является основанием для отмены судебного штрафа, наложенного в связи с неисполнением решения суда, так как обжалуемые определение и постановление судов были вынесены ранее, и имело место длительное бездействие должника, на которого обязанность осуществления определенных действий возложена вступившим в законную силу решением суда.

Следует отметить также, что, согласно объяснениям представителя Инспекции в заседании суда кассационной инстанции, действия по уплате обществу процентов были предприняты МИ ФНС России по КН N 2 после обращения к ней должника по исполнительному листу, т.е. Инспекцией ФНС России N 36 по г. Москве, а не в связи с соответствующим обращением взыскателя.

Таким образом, Инспекция могла
и должна была принять меры к своевременному исполнению решения суда в назначенный судебным приставом-исполнителем срок.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в статье 332 АПК РФ, считается оконченным в момент истечения срока, определенного для исполнения решения суда.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно наложил на Инспекции судебный штраф, и оснований для отмены определения и постановления, предусмотренных ст. ст. 286, 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

определение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2008 года по делу N А40-65037/06-98-379 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве - без удовлетворения.

Председательствующий

С.И.ТЕТЕРКИНА

Судьи

О.В.ДУДКИНА

В.А.ЧЕРПУХИНА