Решения и определения судов

Определение Пензенского областного суда от 17.06.2008 по делу N 33-1090 Исковые требования о включении оспариваемых периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, удовлетворены, поскольку право на пенсию предоставляется врачам независимо от наименования должности учреждений здравоохранения.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 г. по делу N 33-1090

Судья: Уткина Е.В.

17 июня 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего - Прошиной Л.П.

и судей - Зыковой Л.Н., Гордеевой Н.В.

рассмотрели в открытом судебном заседании по докладу судьи Зыковой Л.Н. дело по кассационной жалобе ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 28 апреля 2008 г., которым постановлено:

Исковые требования В. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации
с 25 марта 1996 г. по 19 апреля 1996 г., с 3 апреля 2003 г. по 19 мая 2003 г., 9 марта 2005 г. по 6 апреля 2005 г., с 24 декабря 2007 г. по 29 декабря 2007 г., с 4 февраля 2008 г. по 28 февраля 2008 г. в календарном исчислении, период ее работы в должности райпедиатра Мокшанской ЦРБ с 3 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г., а также период нахождения в отпуске по беременности и родам по листку нетрудоспособности с 25 августа 1992 г. по 25 января 1993 г. - в кратном исчислении.

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Мокшанскому району, в котором просила обязать ответчика засчитать в ее медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы в должности районного педиатра с 03.01.2001 г. по 05.09.2004 г. в кратном исчислении как год работы за один год и три месяца и досрочно назначить пенсию по старости с 15.02.2008 г., а также взыскать с ответчика в ее пользу госпошлину в сумме 200 рублей, указав, что она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако 26 февраля 2008 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости. С 01.08.1981 г. она работала в должности врача-педиатра. С 10.09.1984 г. была переведена на должность участкового врача
педиатра территориального участка в Мокшанскую ЦРБ, где работает по настоящее время. Общий трудовой медицинский стаж составляет около 30 лет. Согласно пп. 11 п. 1 статьи 28 Закона досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от возраста. Согласно п. 3 статьи 28 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 статьи 28 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. Для включения в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии ею заявлены период работы в Пензенской областной детской больнице в должности врача-интерна с 01.08.1981 г. по 28.07.1982 г. и с 29.07.1982 г. по 31.08.1984 г. в должности участкового врача педиатра в календарном порядке, а также периоды
работы в Мокшанской центральной районной больнице в должности врача-педиатра с 10.09.1984 г. по 02.01.2001 г. и с 03.01.2001 г. по 05.09.2004 г. в должности райпедиатра, с 06.09.2004 г. по 15.02.2008 г. в должности заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения и врача-педиатра участкового были заявлены в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца). Таким образом, имея трудовой стаж около 30 лет работы по осуществлению лечебной деятельности, истица, используя свое право по изложенным основаниям на назначение досрочной пенсии по старости, обратилась 15.02.2008 г. в ГУ УПФ РФ по Мокшанскому району с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, в чем ей решением N 40 от 26.02.2008 г. было отказано за отсутствием полного стажа, дающего право на назначение данной пенсии. При исчислении стажа исключен период работы истицы в должности райпедиатра с 03.01.2001 г. по 05.09.2004 г. Отказ в назначении пенсии считала нарушением ее конституционных прав.

Суд постановил вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Мокшанскому району просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, суд неправильно применил действующее пенсионное законодательство.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Согласно записям трудовой книжки В. в период
с 01.08.1981 г. по 29.07.1982 г. работала в должности врача-интерна по педиатрии Пензенской областной детской больницы. 29.07.1982 г. переведена на должность участкового врача-педиатра того же лечебного учреждении, где работала до 31.08.1984 г. С 10.09.1984 г. В. работает в Мокшанской центральной районной больнице в должности участкового врача-педиатра, 03.01.2001 г. она переведена на должность райпедиатра, 06.09.2004 г. переведена педиатром районным, 06.09.2004 г. переведена на должность заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения, с сохранением приказом N 95-л от 08.09.2004 г. 0,5 ставки участкового врача-педиатра приписного участка.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району от 26.02.2008 г. N 40 В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. По подсчетам ответчика стаж работы, дающей право В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию на 15.02.2008 г., то есть на день обращения за назначением пенсии при смешанной выслуге (в городе и сельской местности) составил 26 лет 7 месяцев 4 дня, при необходимом стаже 30 лет; без учета смешанного стажа, принимая в расчет только специальный стаж в поселке городского типа - 22 года 3 дня, при необходимом 25 лет. При этом ответчиком исключен из расчета период работы В. в Мокшанской ЦРБ в должности райпедиатра с 03.01.2001 г. по 31.12.2002 г., а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 19.04.1996 г., с 03.04.2003 г. по 19.05.2003 г., 09.03.2005 г. по 06.04.2005 г., с 24.12.2007 г. по 29.12.2007 г., с 04.02.2008 г.
по 28.02.2008 г.

Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ N 340-1 от 20.11.90 г. (утратил силу с 01.01.2002 г.) было определено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ данное право сохранено и установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Указанный Закон предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

Пунктом 3 ст. 28 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Аналогичная норма содержалась и в Законе РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.91 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.08.92 г. N 634 и от 22.09.93 г. N 953) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Этим же Постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. N 1066 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения“, вступившим в силу с 01.11.99 г.

Согласно Постановлению
Правительства РФ от 22.09.99 г. N 1066 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения“ один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) при назначении пенсии по Списку 1999 г. засчитывается указанным в этом Списке работникам за один год и 3 месяца выслуги только в том случае, если они работали как в сельской местности или поселках городского типа, так и в городах. При этом пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.99 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. N 464.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Должность “врач“ больниц всех наименований в Списках за 1999 г. и 2002 г. имеется.

При этом суд правильно признал необоснованным исключение из стажа работы, дающей истице право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода ее работы в качестве райпедиатра Мокшанской ЦРБ с 03.01.2001 г. по 31.12.2002 г. Исходя из имеющихся в деле штатных расписаний Мокшанской ЦРБ за период 2001 - 2003 гг., должностных инструкций, показаний свидетелей О. и П., суд установил, что функции, условия, характер деятельности райпедиатра и педиатра районного тождественны. Кроме того, приказом N 93-а от 01.10.1999 г. на основании приказа Министерства здравоохранения РФ N 337 от 27.08.1999 г. “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации“ наименование специальности изменено на “врач-педиатр районный“, о чем имеется запись в трудовой книжке истицы. Данный факт признавался и ответчиком, поскольку работа истицы в после внесения изменений в штатное расписание Мокшанской ЦРБ с 01.01.2003 г., учтена в специальный стаж.

Пенсионным законодательством в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается не форма документального оформления факта работы, а длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, сопряженной с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье вредных физических, химических, биологических и иных факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Судом правильно указано, что поскольку Пензенская областная детская больница, в которой В. работала до 31.08.1984 г. расположена в городе Пенза, а
Мокшанская ЦРБ, в которой она работает с 10.09.1984 г. по настоящее время, расположена в рабочем поселке Мокшан, истица имеет право претендовать на расчет ее специального стажа по одному из двух вариантов - это с учетом смешанной выслуги, когда городской стаж ее работы в Пензенской областной детской больнице должен быть учтен в календарном исчислении, а работа в рабочем поселке в Мокшанской ЦРБ - в кратном, где один год работы в Мокшанской ЦРБ должен быть зачтен как один год и три месяца, при этом в общей сложности ее специальный стаж должен быть не менее 30 лет; и второй вариант - с учетом выслуги только в Мокшанской ЦРБ, то есть в рабочем поселке, в льготном исчислении, один год как один год и три месяца до 01.11.1999 г., а с 01.11.1999 г. - в календарном, в таком случае специального стажа, необходимого истице для досрочного назначения трудовой пенсии по старости необходимо 25 лет.

Оценивая пенсионные права по наиболее выгодному для нее варианту, В. просила произвести расчет ее специального стажа с учетом смешанной выслуги.

При расчете ответчиком специального стажа по варианту, выбранному истицей, в календарном исчислении были учтены периоды работы В. в Пензенской областной детской больнице с 01.08.1981 г. по 31.08.1984 г. (3 года 1 месяц). В кратном исчислении, один год как один год и три месяца учтены периоды работы В. в Мокшанской ЦРБ с 10.09.1984 г. по 24.08.1992 г., с 04.07.1994 г. по 07.08.1994 г., с 15.05.1995 г. по 24.03.1996 г., с 20.04.1996 г. по 02.01.2001 г., с 01.01.2003 г. по 02.04.2003 г., с 20.05.2003 г. по 08.03.2005 г., с 07.04.2005 г. по 23.12.2007 г. с 30.12.2007 г. по 03.02.2008 г. (23 года 1 месяц 3 дня). Расчет данных периодов работы истицей не оспаривалось.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего с 1972 г.

Судом правильно указано, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 19.04.1996 г., с 03.04.2003 г. по 19.05.2003 г., 09.03.2005 г. по 06.04.2005 г., с 24.12.2007 г. по 29.12.2007 г., с 04.02.2008 г. по 28.02.2008 г. (3 месяца 28 дней) являются периодами работы с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и подлежат зачету истице в льготный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Кроме того, зачету в кратном исчислении в специальный стаж В. подлежит также работа в должности райпедиатра в период с 03.01.2001 г. по 31.12.2002 г. (2 года 5 месяцев 28 дней).

Подсчет специального стажа В. выполнен судом верно.

Материальный и процессуальный законы при вынесении решения судом не нарушены.Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 28 апреля 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Мокшанскому району Пензенской области - без удовлетворения.