Решения и определения судов

Определение Пензенского областного суда от 06.05.2008 по делу N 33-804 Прохождение курсов повышения квалификации и предоставление оплачиваемых ученических отпусков осуществлялись с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, поэтому эти периоды подлежат включению в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 мая 2008 г. по делу N 33-804

Судья: Овчаренко А.Н.

6 мая 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Мамоновой Т.И.

судей: Моисеевой Л.Т., Фроловой Т.А.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по кассационной жалобе ГУ - УПФР по Ленинскому району на решение Ленинского районного суда от 6 марта 2008 г. по делу по иску Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, которым постановлено:

иск Л. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 года N 715 об отказе Л. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы назначить Л. трудовую пенсию в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ с 12 декабря 2007 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года, периоды ее нахождения в ученических отпусках с 18 июня 1990 года по 27 июня 1990 года, с 14 июня 1995 года по 16 июня 1995 года, с 16 октября 1995 года по 29 октября 1995 года, с 1 апреля 1996 года по 22 апреля 1996 года, с 20 ноября 1996 года по 9 декабря 1996 года, с 12 мая 1997 года по 31 мая 1997 года, с
22 сентября 1997 года по 11 октября 1997 года, с 2 февраля 1998 года по 4 марта 1998 года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 8 декабря 1986 года по 20 декабря 1986 года.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия

установила:

решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 г. N 715 Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику. В специальный трудовой стаж не включены периоды нахождения Л. в ученических отпусках, на курсах повышения квалификации.

Не соглашаясь с отказом в назначении досрочной трудовой пенсии, Л. обратилась в суд с иском к ответчику об отмене вышеуказанного решения, включении оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж.

В обоснование исковых требований сослалась на то, что она в оспариваемые периоды занималась педагогической деятельностью в государственных и муниципальных упреждениях для детей, в том числе в должности воспитателя МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы. Полагает, что комиссия при ГУ - УПФР по Ленинскому району г. Пензы ошибочно полагает, что в период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года ею не выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработанной платы согласно Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, поскольку она работала в детском саду коррекционного типа и у воспитателя рабочий день был сокращенным - 6 час. В период ее работы в МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы
с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года действующим являлось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, утвердившее Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей; порядок исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений регулировался Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“. Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России N 20-58-196/20-5 и профсоюза работников народного образования и науки N 7 от 16 января 2001 года “О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений“, согласно которых в учебно-воспитательных учреждениях для детей, имеющих недостатки в или умственном развитии, ставка заработной платы воспитателям выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю. Считает, что исключение из специального стажа периода работы с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года в должности воспитателя МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы с учебной нагрузкой 25 часов в неделю, ущемляет ее права человека и гражданина, гарантированные статьей 19 Конституции РФ, поскольку ею выполнялась педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. С 4 января 2002 года МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы переименован в МДОУ “Специальный (коррекционный) детский сад VIII
вида N 106“ г. Пензы, а с 7 июня 2006 года переименован в МДОУ “Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников N 106“ г. Пензы. Кроме того, Комиссия при ГУ - УПФР по Ленинскому району г. Пензы ошибочно полагает, что не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 18 июня 1990 года по 27 июня 1990 года (учеба в пед. классе), 14 июня 1995 года по 16 июня 1995 года, 16 октября 1995 года по 29 октября 1995 года, 1 апреля 1996 года по 22 апреля 1996 года, 20 ноября 1996 года по 9 декабря 1996 года, 12 мая 1997 года по 31 мая 1997 года, 22 сентября 1997 года по 11 октября 1997 года, 2 февраля 1998 года по 4 марта 1998 года находилась в ученическом отпуске; 8 декабря 1986 года по 20 декабря 1986 года - находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 “В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов
в Пенсионный фонд РФ“. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ“, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 “Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж: работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)“. Следовательно, период прохождения ею обучения в педагогическом классе, Пензенском педагогическом колледже и на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы и соответственно с уплатой за этот период страховых взносов в пенсионный фонд, подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии. Таким образом, ГУ - УПФР по Ленинскому району г. Пензы незаконно отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Л. на исковых требованиях настаивала, просила суд признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 года N 715 об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ с 12 декабря 2007 года, включив в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года, периоды ее нахождения в ученических отпусках с 18 июня 1990 года по 27 июня 1990 года, с 14 июня 1995 года по 16 июня 1995 года, с 16 октября 1995 года по 29 октября 1995 года, с 1 апреля 1996 года по 22 апреля 1996 года, с 20 ноября 1996 года по 9 декабря 1996 года, с 12 мая 1997 года по 31 мая 1997 года, с 22 сентября 1997 года по 11 октября 1997 года, с 2 февраля 1998 года по 4 марта 1998 года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 8 декабря 1986 года по 20 декабря 1986 года.

Представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, с требованиями Л. не согласилась. В своих возражениях сослалась на то, что комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ - УПФР по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 года N 715 обоснованно отказала Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку у истицы отсутствует 25-летний стаж работы, необходимый для назначения пенсии по ст. 28 п. 1 подп. 10 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. В специальный стаж истицы не подлежат зачету время нахождения в ученических
отпусках, а период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Не подлежит включению в специальный стаж и период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года, поскольку истицей не была выработана педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы. В итоге специальный стаж Л. составил 23 года 3 месяца 7 дней, тогда как пенсия назначается при наличии 25-летнего педагогического стажа.

Представитель третьего лица - муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида N 106“ г. Пензы - Полищук И.П., действующая на основании доверенности, иск Л. считала обоснованным. В дополнение пояснила, что в период нахождения истицы в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата.

Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением суда, ГУ - УПФР подана кассационная жалоба, в которой решение суда просят отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального права, ссылаясь на возражения, изложенные в ходе судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.

Удовлетворяя исковые требования истицы, суд обоснованно пришел к выводу, что ответчиком были нарушены права истицы на назначение досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж необоснованно не включены оспариваемые периоды, поскольку за истицей сохранялось место работы и заработная плата.

В силу ст. 39 Конституции РФ, как правильно указал суд, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии
с подпунктом 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, если они не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Материалами дела установлено, что 12 декабря 2007 года Л. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 года N 715 в назначении досрочной трудовой пенсии истице отказано ввиду отсутствия у последней требуемого специального 25-летнего стажа.

Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения истицы в ученических отпусках: с 18 июня 1990 года по 27 июня 1990 года, с 14 июня 1995 года по 16 июня 1995 года, с 16 октября 1995 года по 29 октября 1995 года, с 1 апреля 1996 года по 22 апреля 1996 года, с 20 ноября 1996 года по 9 декабря 1996 года, с 12 мая 1997 года по 31 мая 1997 года, с 22 сентября 1997 года по 11 октября 1997 года, с 2 февраля 1998 года по 4 марта 1998 года; период с 8 декабря 1986 года по 20 декабря 1986 года, т.к. истица в указанный период находилась на курсах повышения квалификации с отрывом
от производства; а также период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года, в связи с тем, что истицей не была выработана педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы.

Решение комиссии в этой части суд обоснованно отменил, включив в специальный стаж, поскольку в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Истица в период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года осуществляла педагогическую деятельность в детском саду компенсирующего вида. Норма рабочего времени для воспитателей названного учреждения до 16 января 2001 года была установлена письмом Министерства образования РСФСР от 4 февраля 1992 года N 22-шт, согласно которому в учебно-воспитательных учреждениях (классах, группах) для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии ставки заработной платы выплачивались воспитателям указанных учреждений (классов, групп) за 25 часов педагогической работы в неделю.

В дальнейшем норма часов педагогической работы была установлена письмом Министерства образования РФ N 20-58-196/20-5 и профсоюза работников народного образования и науки РФ N 7 от 16 января 2001 года, согласно которому ставки заработной платы педагогических работников в образовательных учреждениях выплачивались за установленную норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы) за 25 часов педагогической работы воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих, слабослышащих, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и др.) (п. 2.1).

Установленный названным письмом порядок исчисления заработной платы работников образовательных учреждений обоснованно принят судом постольку, поскольку МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“, в силу ст. 12 Закона РФ “Об образовании“ и Постановления Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204 являлся образовательным учреждением, в котором согласно Уставу осуществлялась квалифицированная коррекция развития умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.

Воспитание и коррекционное обучение детей проводилось по программам коррекционного обучения детей с ЗПР, адаптированной с учетом состояния здоровья и уровня развития дошкольников, воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста (п. 2.19 Устава).

7 декабря 2001 года на основании приказа Городского отдела народного образования N 1335 МДОУ “Детский сад компенсирующего вида N 106“ переименовано в МДОУ “Специальный (коррекционный) детский сад 7 вида N 106“, а 17 февраля 2006 года на основании Постановления Главы администрации г. Пензы N 158 от 17 февраля 2006 года переименовано в МДОУ “Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников N 106“ г. Пензы.

При этом из представленного Устава следует, что функции образовательного учреждения, и категории воспитанников не изменялись с момента его образования (1992 год). Имело место лишь изменение наименования образовательного учреждения.

Учитывая, что в период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года Л. работала воспитателем коррекционного образовательного учреждения для воспитанников с отклонениями в психическом и умственном развитии, и функции образовательного учреждения не изменялись с момента его образования, норма ее рабочего времени (педагогической нагрузки), установленная за ставку заработной платы в указанный период должна была составлять 25 часов в неделю.

Как следует из приобщенных к материалам дела тарификационных списков и табелей учета использования рабочего времени, норма рабочего времени (педагогическая нагрузка), которая выполнялась Л. в период с 1 сентября 2000 года по 19 декабря 2001 года, составляла не менее 30 часов в неделю, т.е. Л. работала с полной педагогической нагрузкой и в силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, названный период обоснованно судом включен в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом правильно установлено, что ответчиком необоснованно были исключены из специального стажа и периоды нахождения истицы в ученических отпусках с 18 июня 1990 года по 27 июня 1990 года, с 14 июня 1995 года по 16 июня 1995 года, с 16 октября 1995 года по 29 октября 1995 года, с 1 апреля 1996 года по 22 апреля 1996 года, с 20 ноября 1996 года по 9 декабря 1996 года, с 12 мая 1997 года по 31 мая 1997 года, с 22 сентября 1997 года по 11 октября 1997 года, с 2 февраля 1998 года по 4 марта 1998 года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 8 декабря 1986 года по 20 декабря 1986 года.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года “Об оплачиваемых учебных отпусках“ период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Прохождение курсов повышения квалификации и предоставление ученических отпусков в вышеуказанные периоды осуществлялись с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

Как следует из имеющихся в деле лицевых счетов (карточек-справок), а также справки МДОУ Центр развития ребенка - детский сад N 22 г. Пензы, в периоды нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации за Л. была сохранена заработная плата по месту работы.

Ограничение прав Л. на социальное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При вышеизложенных обстоятельствах, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 17 декабря 2007 года N 715 об отказе Л. в назначении досрочной трудовой пенсии судом обоснованно признано незаконным, и не порождающим правовых последствий для истицы со дня его принятия.

Согласно материалам пенсионного дела, с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии истица обратилась 12 декабря 2007 года.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ “О трудовых пенсиях“ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку стаж работы Л., с учетом спорных периодов, на момент обращения за пенсией составил 25 лет, на ГУ - УПФР по Ленинскому району г. Пензы обоснованно возложена обязанность по назначению Л. трудовой пенсии в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ с 12 декабря 2007 года (т.е. с момента обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).

Судебная коллегия считает, что всем собранным по делу доказательствам суд дал правильную оценку. Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом. В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства. Установленные обстоятельства и постановленное по делу решение не дают оснований считать обоснованными доводы жалобы о его незаконности по основаниям, изложенным выше.

Руководствуясь ст. 360 - 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 6 марта 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - УПФР без удовлетворения.