Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.04.2008 по делу N А49-1365/2008-72а/16 Поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, именно она принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет, за исключением случаев, когда невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. по делу N А49-1365/2008-72а/16

(извлечение)

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (440028 г. Пенза)

к Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы (440066 г. Пенза, ул. Стасова, 14)

третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы (440028 г. Пенза, ул. Титова, 13)

об обязании произвести возврат денежных средств

при участии в заседании:

от заявителя - предпринимателя Угаровой Т.Г. (паспорт);

от ответчика - главного специалиста-эксперта Удаловой С.А. (доверенность от 30.01.07 N 12);

от третьего лица - ведущего специалиста-эксперта Бродниковой Е.А. (доверенность от 11.03.08 N 2179);

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы, в котором просила обязать ответчика произвести возврат ошибочно перечисленной суммы в размере 2250 руб.



Определением арбитражного суда от 26.03.08 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Пензы.

В судебном заседании заявитель на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил обязать налоговый орган произвести зачет ошибочно уплаченных взносов в сумме 1500 руб. с КБК 18210202010061000160 на КБК 18210202030061000160 и взносов в сумме 750 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202040061000160. При этом заявитель ссылается на нарушение налоговым органом положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, а также Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просил в их удовлетворении отказать, поскольку налоговый орган считает, что при осуществлении зачета или возврата страховых взносов не могут применяться положения статьи 78 НК РФ, так как страховые взносы не относятся к налогам. При этом в судебном заседании и в отзыве на заявление ответчик подтвердил наличие у заявителя переплаты по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 1500 руб. и по взносам на накопительную часть пенсии в сумме 750 руб. (л.д. 30, 31).

Представитель третьего лица требования заявителя поддержал, считая их законными и обоснованными. По мнению третьего лица, зачет и возврат страховых взносов должен осуществлять налоговый орган, так как он является администратором средств, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения, арбитражный суд установил, что Ф.И.О. 23.01.97 была зарегистрирована администрацией Железнодорожного района г. Пензы в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом заявитель ведет предпринимательскую деятельность самостоятельно, не является работодателем и не относится к категории страхователей, производящих выплаты физическим лицам, что ответчик и третье лицо не отрицают, в связи с чем согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 и пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ заявитель уплачивает суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (на страховую часть пенсии - КБК 18210202030061000160 и накопительную часть - КБК 18210202040061000160).

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Угарова Т.Г. согласно платежным квитанциям от 13.01.05 и от 07.04.05, а также чекам-ордерам от 06.07.05, 19.10.05 и 17.01.06 уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в общей сумме 1500 руб. и на накопительную часть пенсии в общей сумме 750 руб., ошибочно указав коды бюджетной классификации, которые соответствуют страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплачиваемым работодателями, производящими выплаты физическим лицам (л.д. 15 - 18). Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из реестра поступления платежей, согласно которой суммы страховых взносов поступили в бюджет Пенсионного фонда РФ в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по КБК 18210202010061000160 и КБК 18210202020061000160 соответственно (л.д. 56), а не по кодам, предусмотренным для фиксированных платежей.

Поскольку предприниматель Угарова Т.Г. не является работодателем и страхователем, производящим выплаты физическим лицам, у нее отсутствовала обязанность уплачивать такие страховые взносы на указанные коды бюджетной классификации, и, следовательно, эти платежи являются излишними.

В этой связи она обратилась в Инспекцию ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы с заявлением от 04.02.08 о зачете уплаченных ею страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 2250 руб. в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, где просила налоговый орган страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные по КБК 18210202010061000160 на страховую часть пенсии в сумме 1500 руб. и КБК 18210202020061000160 на накопительную часть трудовой пенсии в размере 750 руб., зачесть соответственно на КБК 18210202030061000160 и КБК 18210202040061000160, которые предусмотрены для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (л.д. 52).

Решением заместителя руководителя налогового органа, которое оформлено письмом от 12.02.08 N 09-07/2844, предпринимателю было сообщено об оставлении заявления без исполнения по тому основанию, что зачет не может быть произведен налоговым органом, так как страховые взносы не отвечают понятию налога, и вопросы, связанные с их уплатой, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 12, 13).

Между тем в силу положений статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ относит к доходам бюджетов Российской Федерации страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 2 этого Закона закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, на которых возлагаются функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба. При этом из названного приложения следует, что она выполняет функции администратора по всем видам рассматриваемых в настоящем деле страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех упомянутых выше кодах бюджетной классификации, касающихся взносов, как на страховую, так и на накопительную часть пенсии.



Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не возлагает на органы Пенсионного фонда Российской Федерации функции по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов, устанавливая лишь в пункте 1 статьи 13 право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, что к настоящему делу не относится.

Иных случаев и порядка зачета или возврата, в том числе в отношении излишне уплаченных сумм страховых взносов, названный Закон не устанавливает, и, следовательно, к данным правоотношениям подлежат применению общие положения главы 12 НК РФ, а именно - статьи 78 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Положениями статьи 78 НК РФ установлен порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, в соответствии с которым зачет производится налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика в течение десяти дней со дня получения налоговым органом такого заявления.

Таким образом, учитывая положения приведенных правовых норм в их взаимосвязи, следует признать, что обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов лежит именно на налоговом органе, который является администратором соответствующих поступлений.

При этом аналогичная правовая позиция о наличии у налогового органа обязанности производить зачет и возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование изложена также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.06 N 2776/06 и 4240/06.

Поэтому доводы ответчика о том, что правовые основания для зачета страховых взносов действующим законодательством не предусмотрены, а также о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия по зачету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, противоречат приведенным положениям законодательства и отклоняются арбитражным судом.

Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии у предпринимателя переплаты в общей сумме 2250 руб. по взносам для работодателей в связи с ошибочным перечислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не на тот КБК. Испрашиваемый заявителем зачет направлен на зачисление этих платежей в тот же внебюджетный фонд в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Указанные обстоятельства при разбирательстве дела подтверждены документально и не оспариваются ни ответчиком, ни третьим лицом.

В установленный приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах срок и до настоящего времени налоговый орган зачет не произвел, ограничившись лишь направлением упомянутого выше решения, то есть не совершил предписанных статьей 78 НК РФ действий по осуществлению зачета, что позволяет арбитражному суду сделать вывод о неправомерном бездействии ответчика. При этом решение налогового органа от 12.02.08 N 09-07/2844 об отказе в осуществлении зачета противоречит приведенным правовым нормам и нарушает законные права заявителя на своевременный зачет страховых взносов.

Довод налогового органа о пропуске заявителем трехлетнего срока для подачи заявления о зачете является необоснованным и отклоняется арбитражным судом, поскольку с таким заявлением предприниматель первоначально обратился в налоговый орган 05.07.06 (л.д. 53), когда ему стало известно об ошибочной уплате взносов не по тем КБК. Однако, на это заявление налоговый орган также ответил отказом (л.д. 14). Следовательно, плательщик своевременно обратился в налоговый орган с заявлением о зачете уплаченных в 2005 и 2006 годах страховых взносов, однако неправомерное бездействие налогового органа, который в нарушение приведенных норм в установленный срок не произвел предписанный законом зачет, вынудило заявителя вновь 04.02.08 просить его о проведении зачета. Поэтому срок подачи заявления о зачете рассматриваемых платежей предпринимателем не нарушен, а последовавшие за этим неправомерный отказ и бездействие ответчика не могут лишать его законного права на испрашиваемый зачет. Кроме того, трехлетний срок с даты подачи первого заявления также не истек.

При таких обстоятельствах арбитражный суд установил, что требования заявителя об обязании ответчика произвести испрашиваемый зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов соответствуют законодательству о налогах и сборах, а также об обязательном пенсионном страховании, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в сумме 500 руб., подлежат взысканию с ответчика, так как решение арбитражного суда принято не в пользу налогового органа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обязать Инспекцию ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы произвести зачет уплаченных индивидуальным предпринимателем Угаровой Татьяной Геннадьевной страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1500 руб. с КБК 18210202010061000160 на КБК 18210202030061000160 и в сумме 750 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202040061000160.

Взыскать с Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 руб.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Пензенской области.