Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2008 N КА-А41/7355-08 по делу N А41-К2-23669/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на игорный бизнес и обязании налогового органа возместить излишне уплаченный налог удовлетворено правомерно, так как в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ заявитель вправе в течение первых четырех лет своей деятельности уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2008 г. N КА-А41/7355-08

Дело N А41-К2-23669/07

Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.08 г.

Полный текст постановления изготовлен 08.08.08 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи С.И. Тетеркиной

судей Дудкиной О.В., Русаковой О.И.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Н.И.В., дов. от 23.05.08 г.

от ответчика: С.И.А., спец. 1 разряда, дов. от 02.06.08 N 05-13/1530

рассмотрев 07.08.2008 в судебном заседании кассационную жалобу

ИФНС России по г. Ногинску МО, ответчика

на решение от 06.05.2008

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Востоковой Е.А.

по иску (заявлению) ООО “СуперШанс“

о признании недействительным решения, возмещении налога

к ИФНС России по г. Ногинску Московской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “СуперШАНС“ (далее - общество, заявитель) обратилось в
Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по г. Ногинску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на игорный бизнес: N 650 от 07.09.2007 - за июнь 2004 г. в размере 9.000 рублей (п. 2 решения); N 673 от 07.09.2007 - за июль 2004 г. в размере 19.000 рублей (п. 2 решения): N 651 от 07.09.2007 - за август 2004 г. в размере 20.000 рублей (п. 2 решения): N 672 от 07.09.2007 - за сентябрь 2004 г. в размере 20.000 рублей (п. 2 решения); N 671 от 07.09.2007 - за октябрь 2004 г. в размере 20.000 рублей (п. 2 решения): N 670 от 07.09.2007 - за ноябрь 2004 г. в размере 20.000 рублей (п. 2 решения); N 669 от 07.09.2007 - за декабрь 2004 г. в размере 20.000 рублей (п. 2 решения): N 668 от 07.09.2007 - за январь 2005 г. в размере 33.000 рублей (п. 2 решения); N 667 от 07.09.2007 - за февраль 2005 г. в размере 36.300 рублей (п. 2 решения); N 666 от 07.09.2007 - за март 2005 г. в размере 35.475 рублей (п. 2 решения): N 665 от 07.09.2007 - за апрель 2005 г. в размере 36.300 рублей (п. 2 решения): N 664 от 07.09.2007 - за май 2005 г. в размере 36.300 рублей (п. 2 решения); N 645 от 07.09.2007 - за июнь 2005 г. в размере 36.300 рублей (п. 2 решения): N
663 от 07.09.2007 - за июль 2005 г. в размере 28.050 рублей (п. 2 решения): N 662 от 07.09.2007 - за август 2005 г. в размере 28.050 рублей (п. 2 решения); N 661 от 07.09.2007 - за сентябрь 2005 г. в размере 59.500 рублей (п. 2 решения): N 646 от 07.09.2007 - за октябрь 2005 г. в размере 59.500 рублей (п. 2 решения), N 660 от 07.09.2007 - за ноябрь 2005 г. в размере 68.250 рублей (п. 2 решения); N 659 от 07.09.2007 - за декабрь 2005 г. в размере 77.000 рублей (п. 2 решения); N 658 от 07.09.2007 - за январь 2006 г. в размере 115.500 рублей (п. 2 решения); N 657 от 07.09.2007 - за февраль 2006 г. в размере 110.000 рублей (п. 2 решения); N 656 от 07.09.2007 - за март 2006 г. в размере 110.000 рублей (п. 2 решения); N 655 от 07.09.2007 - за апрель 2006 г. в размере 105.500 рублей (п. 2 решения); N 654 от 07.09.2007 - за май 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 653 от 07.09.2007 - за июнь 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 652 от 07.09.2007 - за июль 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 651 от“ 07.09.2007 - за август 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 650 от 07.09.2007 - за сентябрь 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 649 от 07.09.2007 - за октябрь 2006 г. в размере
104.500 рублей (п. 2 решения); N 648 от 07.09.2007 - за ноябрь 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения); N 649 от 07.09.2007 - за декабрь 2006 г. в размере 104.500 рублей (п. 2 решения), а также об обязании ИФНС России по г. Ногинску возместить из бюджета Московской области излишне уплаченный налог на игорный бизнес за период с июня 2004 г. по декабрь 2006 г. в размере 1.908.275 руб.

Определением суда от 13.12.2007 требование о признании недействительным решения налогового органа N 651 от 07.09.07 г. и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога выделено в отдельное производство.

В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ обществом заявлено ходатайство об изменении предмета требований. ООО “СуперШАНС“ просило признать недействительным решение N 651 от 07.09.2007 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на игорный бизнес за апрель 2006 года в размере 104 500 руб. и обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес за август 2006 года в сумме 104 500 руб.

Решением суда от 06.05.2008 г. уточненное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность решения суда проверены в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой налоговый орган просит судебный акт отменить со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению налогового органа, на заявителя не распространяются положения ст. 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, поскольку на момент государственной регистрации общество не осуществляло деятельность по организации азартных
игр; данная льгота распространяется только на объекты, которые были зарегистрированы на момент начала деятельности общества.

В судебное заседание обществом представлены письменные пояснения по кассационной жалобе инспекции, в которых общество возражает против доводов налогового органа и просит оставить решение суда без изменения по изложенным в нем основаниям.

Совещаясь на месте, суд определил: приобщить письменные пояснения к материалам дела.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с декларацией за август 2006 года уплате подлежал налог на игорный бизнес в сумме 142 500 руб., рассчитанный по ставке 7 500 руб. за каждый из 19 игровых автоматов.

23.04.07 г. общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на игорный бизнес за август 2006 года, согласно которой сумма подлежащего уплате налога составила 17 100 руб. (из расчета 19 игровых автоматов по ставке 900 руб.), и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.

По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен Акт N 1790 от 25.07.2007 года и вынесено решение N 651 от 07.09.2007 года “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, в соответствии с которым обществу доначислен налог на игорный бизнес в сумме 125.400 руб. за август 2006 года.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что на общество распространяется действие гарантии, закрепленной в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации“ (далее - Закон), в соответствии с которой субъектам малого предпринимательства гарантируется стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации.

Довод налогового органа о том, что эта норма не подлежит применению, поскольку утратила силу с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, подлежит отклонению.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО “СуперШАНС“ было зарегистрировано 06.12.2002 г. и осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании Лицензии N 000713 от 31.01.2003 г.

Судом первой инстанции установлено, что общество соответствует критериям субъекта малого бизнеса, установленным ст. 3 Закона, поскольку является коммерческой организацией, 100% уставного капитала общества разделено между физическими лицами, средняя численность работников Общества составляла в 2002 г. - 1 человек, в 2003 г. - 15 человек, в 2004 г. - 28 человек, в 2005 г. - 33 человека, в 2006 г. - 39 человек, что подтверждается уставом Общества, штатным расписанием, налоговыми декларациями по ЕСН и не оспаривается налоговым органом.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 указанного Закона, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых
четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Утрата статьей 9 Закона силы на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не повлияла на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.

Поскольку заявитель был зарегистрирован в качестве юридического лица 06.12.2002 г., т.е. до отмены статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, в период с 06.12.2002 по 06.12.2006 заявитель вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации.

На момент государственной регистрации общества ставка налога на игорный бизнес на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 31.12.1998 г. N 66/98-03 “О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области“ (в редакции Закона Московской области от 17.04.2001 г. N 68/2001-03) составляла 20 МРОТ за 1 игровой автомат, то есть 2.000 руб.

Следовательно, суд правильно установил, что сумма, подлежащая уплате по налогу на игорный бизнес за август 2006 года, составляет 38000 руб. Фактически уплачены 142 500 руб.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал неправомерным доначисление
обществу налога на игорный бизнес в сумме 104 500 руб.

Спорная сумма 104.500 руб. является излишне уплаченной, подлежащей возврату налогоплательщику в порядке ст. 78 НК по заявлению общества, поданному в инспекцию 23.04.2007, т.е. в установленный названной статьей Налогового кодекса РФ срок.

Факт отсутствия недоимки по налогу на игорный бизнес, а также недоимки по другим налогам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, подтвержден актом совместной сверки расчетов от 22.04.2008 N 358, и налоговым органом не оспаривается.

Довод инспекции о том, что льготная налоговая ставка распространяется только на то количество автоматов, которое было зарегистрировано на момент начала предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, тогда как с момента регистрации заявитель не осуществлял деятельность в сфере игорного бизнеса на территории Ногинского района, суд кассационной инстанции считает несостоятельным, поскольку положения Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ распространяются на всю предпринимательскую деятельность общества, осуществляемую в течение первых четырех лет, а не на отдельные ее части, и не связывают право на льготный режим налогообложения с местом ее осуществления.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что налогообложению в порядке, установленном названным Законом, подлежат субъекты предпринимательской деятельности, а не объекты (игровые автоматы).

Аналогичная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в Постановлении Президиума от 15.04.2008 года N 17177/07.

Иная оценка налоговым органом обстоятельств дела и иное толкование закона не означают судебной ошибки и не являются поводом к отмене судебного акта.

При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.

Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации
не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.

на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 6 мая 2008 года по делу N А41-К2-23664/07 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России по г. Ногинску Московской области в доходы федерального бюджета госпошлину 1 000 руб.

Председательствующий

С.И.ТЕТЕРКИНА

Судьи:

О.В.ДУДКИНА

О.И.РУСАКОВА