Решения и постановления судов

Определение Пензенского областного суда от 18.03.2008 по делу N 33-507 Исковые требования о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке удовлетворены, поскольку истцом представлены все необходимые документы, подтверждающие право собственности на строение, расположенное на данном участке, и удостоверяющие права прежнего собственника указанного строения на данный земельный участок.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2008 г. по делу N 33-507

Судья: Смирнова О.В.

18 марта 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего - Мамоновой Т.

и судей - Зыковой Л.Н., Елагиной Т.В.

рассмотрели в открытом судебном заседании по докладу судьи Зыковой Л.Н. дело по кассационной жалобе УФРС по Пензенской области на решение Первомайского районного суда Пензенской области от 4 февраля 2008 г., которым постановлено:

заявление К. о признании решения государственного регистратора прав о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок незаконным оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя УФРС -Ермаковой Ю.Е., представителя К. - Г., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора прав о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок, указав, что 14.12.2007 г. она обратилась в УФРС по Пензенской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза. При этом ей были представлены решение Первомайского районного суда г. Пензы от 14.09.2007 г., которым установлен факт принятия ей наследства после смерти матери С., Постановление Главы г. Пензы от 06.05.2000 г. N 903/5 “Об утверждении материалов инвентаризации землепользователей в кадастровом квартале N 58:29:3 04:08 с целью уточнения налогооблагаемой базы“, кадастровый план земельного участка. В январе 2008 г. ей было получено письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации за N 11/133 от 09.01.2008 г., которым государственный регистратор Пензенской области Савицкая М.В. сообщает о приостановлении государственной регистрации на срок до 12.02.2008 г. ввиду того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Указанным уведомлением ей предложено представить дополнительные документы и сообщено, что в случае их непредставления ей будет отказано в государственной регистрации права по основанию, предусмотренному абзацами 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Полагала, что решение о приостановлении государственной регистрации ее права собственности на земельный участок не основано на законе и подлежит отмене по следующим основаниям. Ссылаясь на положения ст. 25.2 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ полагает, что представленные ей документы для государственной регистрации соответствуют требованиям законодательства.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г., действовавшего на дату предоставления С. земельного участка, ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежала регистрация права на землю, в т.ч. права землевладения, землепользования, а также организация ведения земельного кадастра. Считала, что при таких обстоятельствах Постановление N 903/5 от 06.05.2000 г. является указанным в ст. 25.2 “иным документом“, удостоверяющим право ее наследодателя на земельный участок. То обстоятельство, что в Постановлении от 06.05.2000 г. не указан вид землепользования, по ее мнению не может являться основанием для прекращения прав землепользователя на данный земельный участок.

В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Таким образом, налогоплательщиками могут являться исключительно собственники либо землепользователи. Таким образом, уточняя налогооблагаемую базу, постановлением от 06.05.2000 г. за N 903/5 компетентный орган подтвердил право С. на землепользование земельным участком по адресу: г. Пенза. Какие-либо акты об изъятии из пользования С. земельного участка для государственных или муниципальных нужд отсутствуют. Ввиду изменений в системе кадастрового учета земельному участку, находящемуся по адресу: г. Пенза, присвоен новый кадастровый номер 58:29:03 016 002:0020.

Просила суд признать решение Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области о приостановлении государственной регистрации права собственности К. на земельный участок площадью 0,0660 га, кадастровый N 58:29:03 016 002:0020, находящийся по адресу: г. Пенза, незаконным; обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Пензенской области произвести государственную регистрацию права собственности К. на указанный земельный участок.



Суд постановил вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе УФРС по Пензенской области просит изменить решение суда, исключив из мотивировочной части решения вывод о том, что Постановление N 903/5 от 6 мая 2000 г. относится к категории документов, удостоверяющих право заявителя на земельный участок, т.к. он не выражает воли собственника земельного участка на предоставление его гражданину на каком-либо праве.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Статья 46 (часть 1, 2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствие со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственный регистратор является федеральным государственным служащим.

Согласно п. 162 Приказа Министерства юстиции РФ от 14.09.2006 г. N 293 “Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (зарегистрирован в Минюсте 14.09.2006 г. N 8258), заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц Росрегистрации (территориального органа Росрегистрации, его обособленного подразделения), в судебном порядке.

Руководствуясь ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Судом было установлено, что 14.12.2007 г. К. обратилась в УФРС по Пензенской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза.

В качестве основания для проведения государственной регистрации прав предоставила решение Первомайского районного суда г. Пензы от 14.09.2007 г., которым установлен факт принятия ей наследства после смерти матери С., Постановление Главы г. Пензы от 06.05.2000 г. N 903/5 “Об утверждении материалов инвентаризации землепользователей в кадастровом квартале N 58:29:3 04:08 с целью уточнения налогооблагаемой базы“, кадастровый план земельного участка (л.д. 6 - 16).

Уведомлением N 11/133 от 09.01.2008 г. государственный регистратор Пензенской области Савицкая М.В. сообщила о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок на срок до 12.02.2008 г. ввиду того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Указанным уведомлением К. предложено представить дополнительные документы и сообщено, что в случае их непредставления ей будет отказано в государственной регистрации права по основанию, предусмотренному абзацами 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (л.д. 5).



На основании ст. 25.2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

В соответствии с п. 7 указанной статьи, государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 9.1 Федерального закона РФ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Судом правильно указано, что для регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке необходимо наличие двух условий: документального подтверждения права собственности на здание (строение) и удостоверяющих или устанавливающих документов любого прежнего собственника указанного строения на данный земельный участок.

Как следует из обозревавшегося в судебном заседании дела правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, на момент приостановления государственной регистрации права К. не было предоставлено доказательств принадлежности ей строения, расположенного на земельном участке в г. Пензе.

Суд обоснованно критически оценил довод заявителя и его представителя Г. о том, что правоустанавливающим документом на строение может быть решение Первомайского районного суда г. Пензы от 14.09.2007 г. (л.д. 16).

Как следует из содержания выше указанного судебного акта, им установлен юридический факт принятия К. наследства в виде имущества после смерти матери С., умершей 30.11.2005 г. Жилой дом являлся самовольной постройкой, который не мог быть отнесен к категории имущества, подлежащего передаче по наследству в силу закона.

Иных доказательств законности строения и принадлежности его заявителю не предоставлено.

Судом сделан правильный вывод о том, что государственный регистратор Савицкая М.В. в пределах установленного законом срока для проведения государственной регистрации прав, обоснованно приостановила ее, предложив К. предоставить доказательства принадлежности ей строения и разъяснив положения закона в случае не предоставления указанных документов в течение месяца с момента приостановления.

Довод представителя УФРС по Пензенской области Агаповой Т.В. о том, что К. не предоставлен документ, удостоверяющий или устанавливающий право на данный земельный участок, являющийся и доводом кассационной жалобы на решение суда, проверялся судом первой инстанции и обоснованно признан не состоятельным.

Судом сделан правильный вывод о том, что предоставленное заявителем для регистрации права на земельный участок в упрощенном порядке Постановление Главы г. Пензы N 903/5 от 06.05.2000 г. возможно отнести к категории иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право наследодателя С. на данный объект недвижимости.

Указанный документ подтверждает правомерность пользования наследодателем земельным участком.

В силу положений ст. 47 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия постановления Главы г. Пензы от 06.05.2000 г., землевладение, бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являются платными.

Аналогичные нормы предусматривались ст. 1 ФЗ от 11.10.1991 г. N 1738-1 “О плате за землю“, согласно которой использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Судом было достоверно установлено, что, начиная с 1958 г. родителями К., а в последующем ей самой, ежегодно оплачивался земельный налог за участок площадью 628 кв. м. Изложенное подтверждено квитанциями (л.д. 39 - 42).

Судом правильно указано, что исходя из смысла положений указанных норм права, совершаемых наследодателем действий по внесению платы за пользование земельным участок, отсутствием действий со стороны органа местного самоуправления по его изъятию, С. являлась добросовестным землепользователем.

Судом сделан правильный вывод, о том что отнесение Постановления Главы г. Пензы N 903/5 от 06.05.2000 г. “Об утверждении материалов инвентаризации землепользователей в кадастровом квартале N 58:29:3 04:08 с целью уточнения налогооблагаемой базы“ к категории иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право на земельный участок, не противоречит сущности упрощенного порядка государственной регистрации.

Материальный и процессуальный законы при постановлении решения судом не нарушены. Оснований к изменению решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Пензы от 4 февраля 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу УФРС по Пензенской области - без удовлетворения.