Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А75-6157/2008 По делу о признании незаконными действий регионального отделения Фонда социального страхования, выразившихся в непринятии к зачету средств расходной части на цели обязательного социального страхования, а именно суммы расходов на выплату пособий при рождении ребенка, а также женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также пособия на погребение с районным коэффициентом за квартал.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. по делу N А75-6157/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5983/2008) Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2008 по делу N А75-6157/2008 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Мегион-Сервис“ к
Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью “Мегион-Сервис“ - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

Решением от 09.10.2008 по делу N А75-6157/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью “Мегион-Сервис“ (далее по тексту - ООО “Мегион-Сервис“, Общество), признал незаконными действия Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - РО ФСС по ХМАО-Югре, Учреждение), выразившихся в непринятии к зачету средств расходной части на цели обязательного социального страхования, а именно, суммы расходов на выплату пособий при рождении ребенка, а также женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также пособия на погребение с районным коэффициентом 1,7 за 2 квартал 2008 года.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливается федеральным законодательством. Поскольку, на сегодняшний день такого федерального закона не принято, то в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты Российской Федерации и акты Союза ССР до введения в действие соответствующих федеральных законов. В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N
611/35 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области“ (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Кроме того, поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, а потому работники Общества имеют право на получение пособия при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по пособиям на погребение с районным коэффициентом 1,7, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“, следует применять районный коэффициент, установленный Ф.И.О. для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,5: для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,3 (информационное письмо Минтруда
России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 N 1199-16/670-25/5995).

Общество, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Учреждение и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Общество 10.07.2008 представило в РО ФСС по ХМАО-Югре расчетную ведомость за 2 квартал 2008 года по средствам ФСС РФ. В раздел 1 Ведомости “Расходы на цели обязательного социального страхования“ включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Отделением Фонда социального страхования в этот раздел внесены коррективы, а именно - выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.

Письмом РО ФСС по ХМАО-Югре от 16.07.2008 исх. N 01/3999-05 Обществу отказано в принятии к зачету суммы пособия, начисленного с коэффициентом 1,7. В обоснование своих доводов Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении от 20.03.1991 N 162 “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР“ (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884) и информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 “О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для
рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке“.

Общество, не согласившись с действиями Учреждения по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными указанных действий.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента
и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Аналогичная норма содержится в статье 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, согласно частям 1 и 2 которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако с момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также
законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств“, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Таким образом, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, суд апелляционной инстанции считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 “О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ (с изменениями от 29.10.1992); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа“, согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного
округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями“.

Как правомерно указал суд первой инстанции, в настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 “О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области“ (с изменениями от 4 мая 1978 года).

Данным документом на территории Ханты-Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7, следовательно, арбитражный суд первой инстанции правомерно применил указанные выше нормы права по аналогии закона и аналогии права.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с законодательством средства Фонда социального страхования формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога. В соответствии со статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, который учитывается в составе заработной платы.

Поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то и страховые взносы в
ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, в силу чего работники Общества имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Учреждения в апелляционной жалобе в обоснование применения коэффициента 1,5 ссылается на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162, который предусматривает, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, повышенные в соответствии с настоящим Постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку Учреждения на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Учреждение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.10.2008 по делу N А75-6157/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.

Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.СИДОРЕНКО

Судьи

Н.А.ШИНДЛЕР

Л.А.ЗОЛОТОВА