Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2008 N КА-А41/14337-07 по делу N А41-К2-14008/07 Федеральным законом “О погребении и похоронном деле“ органам местного самоуправления не предоставлено право присваивать статус специализированной организации, учрежденной физическими и юридическими лицами, а также из его положений не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб и другие хозяйствующие субъекты лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2008 г. N КА-А41/14337-07

Дело N А41-К2-14008/07

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2008 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заявителя - И. уд. 1331199;

от заинтересованного лица - А. дов. от 25.06.2007 N 1 исх.350, паспорт;

от третьего лица - З.О., дов. от 05.02.2007, паспорт, З.А., гендиректора, приказ от 17.06.2006 N 1, паспорт

рассмотрев 16 января 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - заинтересованного лица

на решение от 16.11.2007

Арбитражного суда Московской области

принятое судьями Востоковой Е.А., Красниковой
В.А., Рымаренко А.Г.

по делу А41-К2-14008/07

по заявлению Заместителя прокурора Московской области к Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области о признании недействующими пунктов 1 и 2.1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, утвержденного постановлением Главы городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15.03.2007 N 277

третье лицо - ООО “ТАНАТОС“

установил:

заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области о признании недействующими пунктов 1 и 2.1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее - Порядок), утвержденного постановлением Главы городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15.03.2007 N 277.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований привлечено ООО “ТАНАТОС“.

Решением названного арбитражного суда от 16.11.2007 заявленное требование удовлетворено частично. Признаны недействующими п. 1 вышеназванного Порядка в части определения специализированной службы по вопросам похоронного дела путем присвоения данного статуса организации или предприятию, занимающемуся содержанием и эксплуатацией кладбищ и п. 2.1 Порядка полностью. В остальной части требования отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом в удовлетворенной части требования, Администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный и необоснованный. При этом сослалась на то, что способ создания специализированной службы путем присвоения статуса организации, занимающейся обслуживанием кладбищ, не ограничивает конкуренцию на рынке платных ритуальных услуг. Услуги обслуживающей кладбище организации и услуги специализированной службы тесно взаимосвязаны и образуют один вид деятельности - похоронное дело. Обслуживающая кладбище организация выбирается по конкурсу, что не исключает возможность любой организации участвовать в торгах на обслуживание кладбищ и получить статус специализированной
организации. Конкретный порядок создания специализированной службы в Федеральном законе от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ не прописан, создание ее способом, предусмотренным в п. 1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не противоречит законодательству. Что касается п. 2.1 вышеназванного Порядка, то указание в первом абзаце этого пункта на осуществление специализированной службой деятельности по погребению по установленным законодательством ценам и тарифам суд неправомерно истолковал как невозможность безвозмездного оказания гарантированного перечня услуг по погребению. Предоставляемые специализированной службой услуги имеют свою стоимость, которая впоследствии возмещается из соответствующих фондов (бюджетов). Перечисление в абзаце втором пункта 2.1 Порядка услуг по погребению не нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. К услугам по погребению относятся как услуги, предусмотренные гарантированным перечнем услуг, так и услуги по перезахоронению, эксгумации, изготовлению и опайке цинковых гробов, которые по общероссийскому классификатору услуг населению относятся к ритуальным услугам. Абзац третий п. 2.1 Порядка, устанавливающий, что услуги, не относящиеся к услугам по погребению, могут оказываться иными хозяйствующими субъектами, по смыслу не связан со статьями 9, 29 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ и не может им не соответствовать.

До начала судебного разбирательства по жалобе ООО “ТАНАТОС“ заявило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на жалобу. Представители сторон не возражали против удовлетворения заявленного ходатайства. Отзыв приобщен в дело.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель прокуратуры Московской области и ООО “ТАНАТОС“ возражали против отмены обжалованного решения суда первой инстанции,
считая его соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного решения.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением Главы городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15.03.2007 N 277 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Этот Порядок опубликован в официальном информационном бюллетене администрации и Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево “Деловые вести“ N 9 (30) от 23 марта 2007 года.

В п. 1 Порядка предусмотрено, что специализированной службой по вопросам похоронного дела признается служба, создаваемая органами местного самоуправления или определяемая путем присвоения данной организации или предприятию, занимающемуся содержанием и эксплуатацией кладбищ. В своей деятельности специализированная служба руководствуется Федеральным законом N 8-ФЗ от 12 января 1996 года “О погребении и похоронном деле“, Законом Московской области N 83/2004-ОЗ от 25 июня 2004 года “О погребении и похоронном деле в Московской области“ и другими нормативно-правовыми актами в сфере погребения и похоронного дела.

Основные задачи специализированной службы определены п. 2 Порядка.

В частности, п. 2.1 Порядка к числу задач службы отнесено осуществление деятельности по погребению и оказанию услуг по погребению по ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. К услугам по погребению отнесены услуги, предусмотренные гарантированным перечнем услуг по погребению, по установленным ценам и тарифам и требованиям к качеству оказываемых услуг; услуги по перезахоронению; услуги по эксгумации; услуги по изготовлению цинковых гробов и их
опайке.

В пункте 2.1 Порядка также закреплено, что услуги, не относящиеся к услугам по погребению, могут оказываться иными хозяйствующими субъектами

Оспаривая положения п. 1 и п. 2.1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, заместитель прокурора Московской области сослался на их несоответствие требованиям ч. 1 ст. 29 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. На них возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных городов и округов наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятия и учреждений.

Суд первой инстанции правильно указал, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Федеральным законом “О погребении и похоронном деле“ органам местного самоуправления не предоставлено право присваивать статус специализированной организации, учрежденной физическими и юридическими лицами. Этим Законом они наделены полномочиями по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела.

В связи с чем суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о несоответствии законодательству п. 1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в части определения специализированной службы по вопросам похоронного дела путем присвоения данного статуса организации или предприятию,
занимающимся содержанием и эксплуатацией кладбищ.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что конкретный порядок создания специализированной службы в Федеральном законе “О погребении и похоронном деле“ не прописан и создание ее способом, предусмотренным в п. 1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, не противоречит законодательств, отклоняется как неосновательная, поскольку свидетельствует о неправильном толковании законодательства, примененного судом при рассмотрении дела.

Довод жалобы о том, что услуги обслуживающей кладбище организации и услуги специализированной службы тесно взаимосвязаны и образуют один вид деятельности - похоронное дело, отклоняется как неосновательный, поскольку не свидетельствует о законности оспариваемого пункта Порядка в части присвоения статуса специализированной организации иной коммерческой организации. Законодатель определил самостоятельный порядок предоставления как услуг по погребению, так и услуг по управлению кладбищами, перечень работ, включаемых в состав той или иной услуги. Указание о возможности оказания услуг по погребению и по управлению кладбищами одной организацией в законодательстве отсутствует.

Как установлено судом первой инстанции, в п. 2.1 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела приведен перечень услуг по погребению, оказываемых по ценам и тарифам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области только специализированной организацией по вопросам похоронного дела.

Признавая этот пункт Порядка недействующим, суд первой инстанции сослался на несоответствие требованиям законодательства содержащегося в нем указания на предоставление услуг по погребению только по утвержденным ценам и тарифам (т.е. только на платной основе) и только специализированной организацией.

Согласно ст. 25 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного
дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Как правильно указал суд первой инстанции, из указанной нормы Федерального закона не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Поэтому установление запрета в п. 2.1 Порядка каким-либо организациям, кроме специализированной службы, оказывать на возмездной основе услуги, отнесенные этим пунктом к услугам по погребению, правомерно признано противоречащим законодательству.

Статьей 6 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ закреплено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно п. 1 ст. 9 названного Федерального закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (п. 3 ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 10 вышеупомянутого Федерального закона родственникам умершего, осуществившим погребение за счет собственных средств, предусмотрено право получить социальное пособие на погребение. Также установлено, что гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего и воспользовавшимся гарантированными услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал, что Федеральный закон “О погребении и похоронном деле“
предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

Поэтому указание в п. 2.1 Порядка на предоставление специализированной службой гарантированных услуг по установленным ценам и тарифам, т.е. на платной основе, правомерно признано судом первой инстанции не соответствующим требованиям вышеупомянутого Федерального закона.

Ссылка в жалобе на неправильное истолкование судом первой инстанции указания в первом абзаце п. 2.1 Порядка на осуществление специализированной службой деятельности по погребению по установленным законодательством ценам и тарифам как невозможность безвозмездного оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не принимается во внимание. Суд первой инстанции давал оценку содержащему в этом абзаце условию исходя из его фактического изложения, которое, как правильно признано судом, не соответствует требованиям законодательства.

Другие доводы жалобы, касающиеся п. 2.1 Порядка, не принимаются во внимание как неосновательные.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2007 по делу А41-К2-14008/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

М.Р.АГАПОВ

Р.Р.ЛАТЫПОВА