Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2008 по делу N А40-5994/08-130-66 В удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано, так как при наличии спора о праве собственности на часть заявленного к регистрации земельного участка между заявителем и субъектом Российской Федерации - городом Москвой указанные требования подлежат разрешению в судебном порядке с избранием заявителем надлежащего способа защиты прав.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 г. по делу N А40-5994/08-130-66

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО “РЖД“ к УФРС по Москве, 3 лица: 1) Управление Роснедвижимости по г. Москве, 2) Департамент земельных ресурсов г. Москвы

о признании незаконным отказа в регистрации права

при участии: от заявителя - Б. (дов. от 17.12.07 г.),

от ответчика - не явился, извещен,

от 3-х лиц: 1) А. (дов. от 15.04.08 г.), 2) не явился, извещен

установил:

ОАО “РЖД“ обратилось с требованиями
к УФРС по Москве о признании незаконным отказа от 08.11.2007 г. N 14/006/2007-808 в государственной регистрации права собственности ОАО “РЖД“ на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, общей площадью 16 994 кв. м, кадастровый номер 77:03:06004:031, и обязании зарегистрировать это право.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что им были представлены все необходимые документы для совершения регистрационного действия, поэтому оспариваемый отказ противоречит положениям ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.97 г. N 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации прав).

Ответчик считает, что заявителю правомерно было отказано в регистрации по доводам, изложенным в оспариваемом решении об отказе и представленном отзыве, возражает против удовлетворения заявленных требований.

Управление Роснедвижимости по городу Москве в представленном отзыве указывает, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы спорного земельного участка пересекаются с границами другого земельного участка с кадастровым номером 77:03:06004:070; для учета изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения границы и площади спорного земельного участка его собственник вправе обратиться в территориальный орган Управления.

Извещенные надлежащим образом ответчик и Департамент земельных ресурсов г. Москвы представителей для участия в судебном заседании не направили, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Срок обжалования оспариваемого отказа, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен, так как заявление по настоящему делу было направлено 05.02.2008 г. согласно штампу почтовой организации.

В соответствии с ФЗ “Об особенностях управления
и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ от 27.02.03 г. N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных этим Законом (ст. 3); земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 этого Федерального закона, а также железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации; внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество; основанием для государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт (ст. 4 п. 3).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 г. N 585 был создан единый хозяйствующий субъект - ОАО “РЖД“.

Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО “РЖД“, был утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р.

В соответствии с этим актом Государственным унитарным предприятием “Кусковский завод консистентных смазок“ спорный земельный участок был передан в качестве вклада в уставный капитал ОАО “РЖД“.

Рассмотрев документы, представленные на государственную регистрацию права собственности ОАО “РЖД“ на указанный земельный участок (вх. N 77-77-14/006/2007-808 от 03.05.2007 г.), УФРС по Москве письмом от 08.11.2007 г. N 14/006/2007-808 отказало в государственной регистрации на основании абзаца 4 пункта 1 ст.
20 Закона о регистрации прав, в соответствии с которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Это решение ответчика было мотивировано тем, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также письмам Департамента земельных ресурсов г. Москвы (исх. N 33-2Т3-856/7-(5)-1 от 25.06.2007 г.) и Управления Роснедвижимости по городу Москве (исх. N НА-20-06/2200 от 26.06.2007 г.), часть спорного земельного участка расположена на землях общего пользования - территория улично-дорожной сети города Москвы (кадастровый номер 77:03:06004:070); в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, Законом города Москвы от 21.03.2007 г. N 8, земли общего пользования не подлежат приватизации, отчуждению и изъятию из оборота.

Представленный заявителем в регистрирующий орган кадастровый план от 25.06.2007 г. содержит сведения о том, что по заявленному к регистрации земельному участку зарегистрировано обременение: аренда (в том числе субаренда); в нем отсутствует указание на то, что часть этого участка относится к землям общего пользования.

Однако, в соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ “О государственном земельном кадастре“ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ (далее - Закон о госземкадастре), действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, сведения о наличии в составе земельного участка земель общего пользования не входят в перечень основных сведений о земельном участке, содержащихся в Едином государственном реестре земель.

Хотя кадастровый план земельного участка и является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со ст. ст. 17 п. 1, 18
п. 4 Закона о регистрации прав, однако сам по себе кадастровый план земельного участка не является правоустанавливающим документом, а подлежит оценке наряду с другими документами при проведении регистрирующим органом правовой экспертизы в соответствии с нормами ст. ст. 9, 13 Закона о регистрации прав.

Из письма специально уполномоченного органа в сфере ведения государственного кадастра объекта недвижимости - Управления Роснедвижимости по Москве от 26.06.2007 г. N НА-20-06/2200, также письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25.06.2007 г. N 33-2Т3-865/7-(5)-1 следует, что границы спорного земельного участка пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 77:03:06004:070.

Из кадастрового плана спорного участка от 25.05.2006 г. следует, что его часть расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети).

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ земельные участки в составе земель общего пользования (в том числе, улицы, проезды) не подлежат отчуждению.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании ст. 21 Устава города Москвы землями общего пользования признаются земли определенных категорий в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

Законом города Москвы от 21.03.2007 г. N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы“ земельный участок с кадастровым номером 77:03:06004:70 отнесен к числу земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, которые в соответствии со ст. 1 этого Закона отнесены к землям общего пользования.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о госземкадастре
субъекты Российской Федерации вправе устанавливать перечень сведений, не установленных Российской Федерацией, при этом обеспечение сбора, обработки и хранения указанных сведений является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Сведения о частях, сформированных в связи с вхождением земельного участка в территориальную зону, установленную органами власти в результате наложения обременений (ограничений) при зонировании земель, вносятся в Единый государственный реестр земель в соответствии с актом органа власти об утверждении границ территориальной зоны и наложении ограничений.

Тот факт, что указанные сведения в установленном порядке в Управление Роснедвижимости по городу Москве для внесения в Государственный реестр земель для ведения государственного земельного кадастра не поступали, и соответственно не нашли отражения в представленном для регистрации кадастровом плане спорного земельного участка, не свидетельствует об отсутствии таких обременений (ограничений), с учетом того, что, как указывалось выше, кадастровый план земельного участка не является правоустанавливающим документом.

Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что заявитель является акционерным обществом, между тем регистрация права собственности подтверждает переход права собственности на объект в частную собственность, тогда как переход объекта из государственной собственности в частную собственность регулируется специальным законодательством.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности не может быть признан незаконным.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела суд полагает, что при наличии спора о праве собственности на часть заявленного к регистрации земельного участка между заявителем и субъектом Российской Федерации - городом Москвой, этот спор подлежит разрешению в судебном порядке с избранием заявителем надлежащего способа защиты прав.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180, 181, 201 АПК
РФ, суд

решил:

отказать ОАО “РЖД“ в удовлетворении требований к УФРС по Москве о признании незаконным отказа от 08.11.2007 г. N 14/006/2007-808 в государственной регистрации права собственности ОАО “РЖД“ на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, вл. 64, общей площадью 16 994 кв. м, кадастровый номер 77:03:06004:031, и обязании зарегистрировать это право.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Проверено на соответствие Земельному кодексу РФ.