Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 N 09АП-4214/2008-АК по делу N А40-65116/07-92-457 В удовлетворении требований о признании частично незаконным решения антимонопольного органа в части нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ отказано, так как ответчик не принял необходимых мер по осуществлению контроля деятельности третьих лиц, то есть, имело место быть бездействие, повлекшее возникновение препятствий к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке работ по обеззараживанию продукции и объектов, то есть ограничение конкуренции на рынке работ (услуг).

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2008 г. N 09АП-4214/2008-АК

Дело N А40-65116/07-92-457

Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2008.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.

судей: Ц., Д.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ж.

при участии:

от заявителя: Д.О. по доверенности от 09.01.2008 N 14-8/7,
от заинтересованного лица: К. по доверенности от 24.05.2007 N ИА/8140, удостоверение N 2084, Х. по доверенности от 12.05.2008 N ИА/11530, удостоверение N 3031, П. по доверенности от 08.02.2008 N ИА/2489, удостоверение N 3025;

от третьих лиц: от Россельхознадзора - В. по доверенности от 28.06.2007 N ФС-ЕН-6/6240, АО НПО “Альтернатива“ - не явился, извещен, от ООО
“Нильс“ - не явился, извещен; от ЗАО “Нильс-Союз“ - К.И. по доверенности от 19.05.2008, удостоверение N 665, от ООО “НПЦ дезинфектологии и экологии“ - не явился, извещен, от ОАО “Троицкий элеватор“ - не явился, извещен.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной антимонопольной службы, ЗАО “Нильс-Союз“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2008 по делу N А40-65116/07-92-457 судьи У.

по заявлению Министерства сельского хозяйства РФ

к Федеральной антимонопольной службе

третьи лица: Россельхознадзор, ЗАО НПО “Альтернатива“, ООО “Нильс“, ЗАО “Нильс-Союз“, ООО “НПЦ дезинфектологии и экологии“, ОАО “Троицкий элеватор“ об оспаривании п. 1 решения и предписания,

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2008, принятым по данному делу, удовлетворено заявление Министерства сельского хозяйства РФ о признании недействительными п. 1 решения Федеральной антимонопольной службы от 06.09.2007 по делу N 5 15/133-07 в части указания о нарушении Минсельхозом России ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и предписание Федеральной антимонопольной службы от 06.09.2007 по делу N 5 15/133-07.

В обоснование принятого решения, суд указал, что ответчик не доказал того, что непринятие Минсельхозом действий, направленных на прекращение выдачи территориальными управлениями Россельхознадзора указаний касательно выполнения работ по обеззараживанию, привело к ограничению конкуренции и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими работы на рынке услуг по обеззараживанию, а также не обосновал какие Минсельхозом должны быть приняты действия, направленные на прекращение выдачи территориальными управлениями Россельхознадзора указаний касательно выполнения работ по обеззараживанию, а также, что совершение этих действий является обязанностью Минсельхоза. В результате суд пришел к выводу о недоказанности факта нарушения Минсельхозом требований п. 1 ст. 15 Федерального закона “О
защите конкуренции“, посредством бездействия, выразившегося в неосуществлении контроля деятельности Россельхознадзора при осуществлении им функций по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений.

Федеральная антимонопольная служба не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указала, что Минсельхоз не принял необходимых мер по осуществлению контроля деятельности Россельхознадзора, то есть, в рассматриваемом случае имело место быть бездействие, имеющее результатом возникновение препятствий к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке работ по обеззараживанию продукции и объектов, то есть ограничение конкуренции на рынке работ (услуг).

С решением суда первой инстанции также не согласилось ЗАО “Нильс-Союз“ и в своей апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что оспариваемый акт является законным и обоснованным.

Представители заявителя и третьего лица - Россельхознадзора поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласны, просят решение суда оставить без изменения. Указали, что Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств, при этом организация о проведении обеззараживания подкарантинных объектов относится к полномочиям Россельхознадзора, а Минсельхоз не уполномочен осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Россельхознадзора.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов и письменных пояснений, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, основываясь на следующем.

Как следует из материалов дела, пунктом 1 решения Федеральной антимонопольной службы от 06.09.2007 по делу N 5 15/133-07 в оспариваемой части Минсельхоз признан нарушившим п. 1
ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ посредством бездействия, приведшего к ограничению и конкуренции на рынке услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов на территории Волгоградской, Воронежской, Рязанской, Ростовской, Тверской, Ульяновской, Челябинской области.

06.09.2007 на основании данного решения Федеральной антимонопольной службы вынесено предписание о прекращении нарушения требований Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии, создающем необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов; осуществить контроль деятельности Россельхознадзора в части недопущения им и его территориальными управлениями действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов, а также обеспечения доступа на указанный рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанный вид деятельности, и направить в Россельхознадзор соответствующее письмо с разъяснениями о беспрепятственном доступе хозяйствующих субъектов к работам по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов; представить доказательства исполнения настоящего предписания.

Как установлено антимонопольным органом в рамках дела N 5 15/133-07, территориальными управлениями Россельхознадзора по Волгоградской области, по Воронежской области, по Рязанской области, по Ростовской области, по Тверской области, по Ульяновской области и по Челябинской области направлялись письма в адрес предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов, а также предприятий, оказывающих услуги по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, в которых сообщалось, что деятельность по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов вправе осуществлять только организации, указанные в данных письмах, вне зависимости, является ли подкарантинная продукция предметом экспорта-импорта или внутрироссийских рыночных отношений.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ “О карантине растений“, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской
Федерации, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации из стран распространения карантинных объектов, подлежит профилактическому обеззараживанию в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Транспортные средства, использованные для перевозок подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежат обязательной очистке или, в случае необходимости, обеззараживанию в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти проводит обеззараживание подкарантинных продукции и объектов в целях обеспечения карантина растений при их перемещении через государственную границу Российской Федерации.

Во исполнение Закона о карантине растений Минсельхозом издан Приказ от 03.09.2002 N 681 “Об утверждении правил обеспечения карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки, ввозимых на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях“.

Согласно п. 1.1 указанного Приказа утвержденные им Правила распространяются на зерно (семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур), муку, крупу, комбикорм, отруби, жмых, шрот, солод, ввозимые на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях, и зерно, муку, крупу, комбикорм, отруби, жмых, шрот, солод, произведенные на территории Российской Федерации, в случае их совместного хранения и транспортировки с зерном, мукой, крупой, комбикормом, отрубями, жмыхом, шротом, солодом, ввезенными на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях, далее - зерно и продукты его
переработки.

В соответствии с п. 1.13 Приказа складские помещения организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих хранение и переработку зерна и продуктов его переработки, подлежат регулярному, не реже одного раза в год, профилактическому фитосанитарному обеззараживанию фумигационными отрядами и экспедициями Государственной службы карантина растений Российской Федерации.

Таким образом, не являются исключительной компетенцией Россельхознадзора, его территориальных управлений и подведомственных учреждений, за исключением случаев установленных Федеральным законом “О карантине растений“ и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами.

Профилактическое обеззараживание складских помещений (в случае если хранящаяся в них продукция указана в пункте 1.1 Правил) осуществляется фумигационными отрядами Государственной службы карантина растений и является исключительной компетенцией государства.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.04.1992 N 268 “О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации“ в состав указанной службы входят: Государственная инспекция по карантину растений Минсельхоза России; Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью; пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2005 N 195-р “Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России, Россельхоза и Росрыболовства“ подведомственной организацией Минсельхоза России по проведению работ по обеззараживанию подкарантинных объектов является ФГУП “Республиканский фумигационный отряд“.

В ведении Россельхознадзора согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2004 N 754 находится ряд федеральных
государственных учреждений, уставами которых предусмотрено оказание услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинных грузов).

Таким образом, работы по обеззараживанию подкарантинной продукции разделены: на мероприятия, проводимые исключительно федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит обеспечение карантина растений, и учреждениями, входящими в систему государственной службы карантина растений; на работы, проведение которых осуществляется в рамках договорных отношений, регламентируемых нормами Гражданского кодекса РФ, а сами работы исполняются любыми хозяйствующими субъектами, в том числе неподведомственными федеральным органам исполнительной власти. В соответствии с вышеназванными письмами территориальных управлений заявителя, указывалось на невозможность проведения работ по обеззараживанию, предполагалось заключить договоры с указанными в этих письмах учреждениями и организациями.

Данные действия территориальных управлений Россельхознадзора правомерно признаны антимонопольным органом содержащими признаки ограничения конкуренции, а именно сокращение числа хозяйствующих субъектов на рынке услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов путем необоснованного препятствования осуществлению указанной деятельности хозяйствующими субъектами.

Правительство РФ своим Постановлением от 30.06.2004 N 327 утвердило Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, указав в нем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которая находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (пункты 1 и 2).

Аналогичная норма содержится в Постановлении Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 “Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164, Минсельхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая карантин растений.

Таким
образом, Минсельхоз обязан осуществлять контроль деятельности Россельхознадзора и в случае совершения Россельхознадзором правонарушений принимать меры для их устранения.

Ответчиком в рамках дела N 5 15/133-07 установлено, что Минсельхоз запросом ЗАО “Нильс-Союз“ от 27.02.2007 N 20-с (т. 2 л.д. 54) был информирован о действиях территориальных управлений Россельхознадзора, а также о ситуации сложившейся на рынке по обеззараживанию подкарантинной продукции, однако никаких мер не предпринял.

В рассматриваемом случае со стороны ответчика допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на прекращение выдачи территориальными управлениями Россельхознадзора указаний касательно выполнения работ по обеззараживанию.

Указанное бездействие обладает признаками ограничения конкуренции и необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими работы на рынке по обеззараживанию.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 3 ст. 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, а также действия государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом апелляционной инстанции с соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2008 по делу N А40-65116/07-92-457 отменить. В удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства РФ о признании незаконными п. 1 решения Федеральной антимонопольной службы России от
06.09.2007 по делу N 5 15/133-07 в части указания о нарушении Минсельхозом России ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и предписания Федеральной антимонопольной службы от 06.09.2007 по делу N 5 15/133-07, отказать.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства РФ в пользу ЗАО “Нильс-Союз“ госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.