Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по делу N А41-К1-86/08 Гражданским законодательством установлены положения об обязательности исполнения договорных обязательств надлежащим образом, а также о недопущении необоснованного отказа от исполнения обязательств.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2008 г. по делу N А41-К1-86/08

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Д.,

судей И., Ю.

при ведении протокола судебного заседания: Т.,

при участии в заседании:

от ООО “ИнвестСтройРегион“ - К.А. - генеральный директор - протокол N 3 общего собрания учредителей от 29.10.67 г.; - К.О. - по доверенности от 12.12.07 г. N 04/07; - С. - по доверенности от 12.12.07 г. N 03/07;

от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Л. - по доверенности от 19.02.08 г. N 30,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную
жалобу ООО “ИнвестСтройРегион“ на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2008 г. А41-К1-86/08, принятое судьей Г., по заявлению ООО “ИнвестСтройРегион“ о признании действий администрации Одинцовского муниципального района Московской области незаконными, обязании утвердить проект планировки комплексной реконструкции микрорайона и предоставить в аренду земельный участок (третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ИнвестСтройРегион“ (далее ООО “ИнвестСтройРегион“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании действий (бездействия) администрации Одинцовского муниципального района Московской области, как стороны по договору N 67 от 19.08.02 г., незаконными; обязании утвердить проект планировки комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово и предоставить заявителю в аренду на период проектирования и строительства земельный участок, общей площадью 37,8 га в границах территории микрорайона N 3 г. Одинцово без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительного комплекса Московской области (л.д. 114 т. 1).

Решением суда от 20 февраля 2008 г. по делу А41-К1-86/08 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 121 - 123 т. 1).

Не согласившись с данным судебным актом, ООО “ИнвестСтройРегион“ обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 134 - 141 т. 1, 11 - 18 т. 2).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 156 АПК
РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 31 т. 2).

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ООО “ИнвестСтройРегион“ поддержали в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 20 - 21 т. 2), просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Из материалов дела усматривается, что 19.08.02 г. администрацией Одинцовского района Московской области за N 67 был зарегистрирован договор о реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово со сносом пятиэтажного жилого фонда, заключенный между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией Одинцовского района Московской области и ООО “ИнвестСтройРегион“ (инвестор) - л.д. 18 - 29 т. 1.

04.09.06 г. Министерством строительного комплекса Московской области данному договору был присвоен реестровый N 96/20-06.

Согласно п. 3.1 указанного договора первый этап реализации проекта включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта детальной планировки микрорайона N 3 г. Одинцово с определением земельных участков под строительство первоочередных пусковых комплексов - “стартовых“ жилых домов, расчетом волны переселения и определений объема вновь вводимой в эксплуатацию жилой площади; оформление земельных участков под строительство первоочередных пусковых комплексов - “стартовых“ жилых домов в аренду на период проектирования и строительства.

Постановлением главы Одинцовского
района Московской области от 19.08.02 г. N 1882 признаны подлежащими сносу дома по адресам: ул. М. Жукова, д. д. 47, 45, 43, 41, 31, 33, 35, 37, 23, 19, 21; ул. Северная, д. д. 46, 64, 48, 50, 52, 54; ул. Бул. Л. Новоселовой, д. д. 13, 15; ул. М. Бирюзова, д. д. 4, 6, 8, 14, 16, 18, 20 в связи с комплексной реконструкцией микрорайона N 3 г. Одинцово МО и строительством объектов жилищно-социального назначения. За ООО “ИнвестСтройРегион“ зарезервирована вся свободная для застройки “стартовых“ домов площадь, а также площадь, освобождаемая после сноса 5-этажного жилого фонда внутри границ микрорайона N 3 г. Одинцово. ООО “ЮрФин“ разрешено выполнение функций заказчика. Заместителю главы администрации, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района предписано оформить договоры аренды земельных участков с ООО “ИнвестСтройРегион“ для проектирования и строительства “стартовых“ домов (л.д. 36 т. 1).

19.06.03 г. главой Одинцовского района было утверждено задание на разработку проекта планировки микрорайона N 3 г. Одинцово Московской области (л.д. 44 - 50 т. 1).

В соответствии с указанным заданием проектной организацией - МУП “Архитектура и градостроительство г. Одинцово“ разработан проект планировки микрорайона N 3 г. Одинцово, который заявителем по настоящему делу был представлен для утверждения в администрацию Одинцовского района.

Однако вопрос об утверждении проектной документации разрешен не был, равно как не было принято решение об отклонении этой документации и направлении ее на доработку.

Кроме того, администрацией Одинцовского муниципального района не выполнены, предусмотренные п. 4.1.2 вышеназванного договора, обязательства о предоставлении инвестору в аренду земельного участка.

Полагая, что бездействие вышеназванного органа местного самоуправления является незаконным, ООО “ИнвестСтройРегион“
обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, обязательственные отношения между сторонами по договору о реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово возникли в период действия Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 г. N 73-ФЗ.

По условиям названного договора разработка, согласование и утверждение проекта детальной планировки микрорайона N 3 г. Одинцово предусмотрены в составе первого этапа реализации проекта (п. 3.1.2).

В соответствии с п. 8 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 г. N 73-ФЗ градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними заказчиками.

Утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абз. 4 п. 1 ст. 23 названного Кодекса, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий относились к ведению муниципальных образований (п. 1 ст. 23 Кодекса).

Подпунктом 1 пункта 4.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.02 г. N 150 (в настоящее время применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ)) предусмотрено, что основные положения градостроительной документации до ее утверждения подлежат опубликованию и согласованию с исполнительными органами государственной власти, перечень которых уточняется в задании на разработку соответствующего вида градостроительной
документации, и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, которым направлен на согласование проект градостроительной документации, должны в сроки, установленные актами указанных органов и организаций, согласовать их или представить заказчику обоснованные замечания. В случае непредставления заключения в указанный срок градостроительная документация считается согласованной (пп. 2 п. 4.1 названной Инструкции).

Как следует из материалов дела и подтверждается администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, проект детальной планировки микрорайона N 3 г. Одинцово был представлен последней для согласования 11.08.03 г. в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и каких-либо замечаний по данному проекту заказчику направлено не было.

21.08.03 г. состоялись депутатские слушания по вопросу о ходе реализации инвестиционных проектов по реконструкции микрорайонов N 2 и N 3 в г. Одинцово и по результатам обсуждения было принято решение принять проекты застройки для дальнейшей реализации.

ООО “ИнвестСтройРегион“ неоднократно обращалось к Главе Одинцовского района Московской области по вопросу утверждения проекта по реконструкции микрорайона N 3, однако, данный вопрос последним рассмотрен не был.

Вместе с тем, вышеназванный проект не направлялся на доработку.

В соответствии с нормами действующего в настоящее время Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа с учетом заключения о результатах публичных слушаний по данному проекту после проверки документации по планировке территории органом местного самоуправления на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 названного Кодекса (ст. 46 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 г. N 190-ФЗ).

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда заявителем по делу были представлены подлинники графических материалов проекта комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово с отметкой
о том, что данные материалы 24.03.08 г. были согласованы главным архитектором Одинцовского муниципального района, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (протокол судебного заседания от 06.05.08 г.).

При этом представитель администрации Одинцовского муниципального района МО пояснил, что требование об утверждении проекта комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово администрация Одинцовского муниципального района считает правомерным и не усматривает оснований для отказа в утверждении данного проекта.

Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что по условиям договора о реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово администрация названного муниципального образования приняла на себя обязательства оказывать инвестору необходимое содействие в реализации договора по вопросам, входящим в ее компетенцию, в том числе, обеспечивать подготовку и принятие распорядительных документов, необходимых для реализации строительства объекта, арбитражный апелляционный суд считает, что требование ООО “ИнвестСтройРегион“ об обязании администрации Одинцовского муниципального района МО утвердить вышеназванный проект планировки подлежит удовлетворению.

Также является обоснованным и подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании администрации Одинцовского муниципального района МО предоставить в аренду ООО “ИнвестСтройРегион“ земельный участок площадью 37,8 га на период проектирования и строительства в границах микрорайона N 3 г. Одинцово без проведения торгов, поскольку соответствующее обязательство предусмотрено п. 4.2.1 упомянутого выше договора.

В силу ст. ст. 307 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2008 г. по делу
А41-К1-86/08 отменить.

Признать незаконным бездействие администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в неутверждении проекта планировки комплексной реконструкции микрорайона N 3 города Одинцово Московской области и непредоставлении обществу с ограниченной ответственностью “ИнвестСтройРегион“ в аренду земельного участка в границах территории микрорайона N 3 г. Одинцово Московской области.

Обязать администрацию Одинцовского муниципального района Московской области утвердить проект планировки комплексной реконструкции микрорайона N 3 города Одинцово Московской области.

Обязать администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью “ИнвестСтройРегион“ в аренду на время проектирования и строительства земельный участок площадью 37,8 га в границах территории микрорайона N 3 г. Одинцово Московской области без проведения торгов.