Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2008 по делу N А40-5145/08-139-6 Заявление о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль, об обязании возвратить денежные средства и проценты за нарушение сроков возврата удовлетворено, поскольку ответчик в нарушение требований закона, являясь тем налоговым органом, который обязан был осуществить возврат налога, соответствующее решение в установленный срок не принял.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. по делу N А40-5145/08-139-6

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи К.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)

ОАО “ОГК-4“

к ИФНС России N 27 по г. Москве

третьи лица - ИФНС России N 6 по г. Москве, МИ ФНС России по КН N 4; ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

о признании незаконным бездействия, обязании возместить излишне уплаченный налог в счет предстоящих платежей

при участии:

от истца (заявителя) - П., дов. от 01.01.2008 г.
N 39

от ответчика - Г.Н., дов. от 09.01.2008 г. N 03

от третьих лиц:

ИФНС России N 6 по г. Москве - не явился, извещен

МИ ФНС России по КН N 4 - Г.Е., дов. от 29.12.2007 г. N 05-14/19169

ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, извещен

установил:

ОАО “ОГК-4“ (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 27 по г. Москве (далее - Инспекция, ответчик) по невозврату заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074,95 руб. и обязании Инспекции возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074,95 руб. и 4 686,49 руб. процентов за нарушение сроков возврата.

Иск мотивирован тем, что Инспекцией не произведен возврат излишне уплаченного налога в установленный законодательством срок, что привело к нарушению прав налогоплательщика.

Ответчик требования общества не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Представители истца, ответчика, третьего лица - МИ ФНС России N по КН N 4 не возражали о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц - ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ИФНС России N 6 по г. Москве.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает требования общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 1 июля 2006 г. Открытое акционерное общество “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (сокращенное наименование - ОАО “ОГК-4“) реорганизовано путем присоединения к нему Открытого акционерного общества “Березовская ГРЭС-1“, что подтверждается Протоколом N 4 от 03.03.2006 года (т. 1, л.д. 31 - 32) и
Протоколом заседания Совета директоров от 23.12.2005 г. N 211 (т. 1, л.д. 23 - 30).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Запись о прекращении деятельности присоединенного ОАО “БГРЭС-1“ внесена в единый государственный реестр юридических лиц 01.07.2006 г. согласно Свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 86 N 001483318, выданному 01.07.2006 г. ИФНС России по налогам и сборам по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа (т. 1, л.д. 11).

В порядке п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица (ОАО “БГРЭС-1“) к другому юридическому лицу (ОАО “ОГК-4“) к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). В п. 1 Передаточного акта от 12.01.2006 г. (т. 1, л.д. 33), утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ОАО “БГРЭС-1“ (Протокол N 4 от 03.03.2006 г.) указано, что ОАО “БГРЭС-1“ передает ОАО “ОГК-4“ все имущество и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО “БГРЭС-1“ после 30.09.3005 г. (даты, по состоянию на которую установлено наличие имущества и обязательств в результате инвентаризации и отражено в инвентаризационных описях N 1-28, являющихся неотъемлемой частью Передаточного акта) до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО “БГРЭС-1“.

Согласно п. 2 ст. 50
НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков. В соответствии с п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица (ОАО “БГРЭС-1“) в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (ОАО “ОГК-4“).

На основании изложенного, ОАО “ОГК-4“ является правопреемником ОАО “БГРЭС-1“ по обязательствам уплаты налогов и сборов, включая оспариваемые обязательства и обладает всеми правами, которыми в данных обязательствах обладало ОАО “БГРЭС-1“.

В ходе своей деятельности ОАО “Березовская ГРЭС“ образовало постоянно действующее представительство в г. Москва. По месту расположения указанного представительства ОАО “Березовская ГРЭС“ было поставлено на налоговый учет, что подтверждается Уведомлением от 02.09.2004 (т. 1 л.д. 21). По месту расположения указанного представительства ОАО “БГРЭС-1“ уплачивало ряд налоговых платежей, в частности НДФЛ по работникам представительства и налог на прибыль в региональный бюджет в части указанного представительства. В период с 29.10.2004 по 29.11.2004 г. ОАО “БГРЭС-1“ осуществлен ряд перечислений по налогу на прибыль в части регионального бюджета по Московскому представительству на общую сумму - 534 970 руб., что подтверждается платежными поручениями N 5025 от 28.10.2004, N 5026 от 28.10.2008, N 5027 от 28.10.2004, N 5418 от 25.11.2004, N 5463 от 27.11.2004. Поскольку налоговые обязательства ОАО “БГРЭС-1“ в части московского представительства оказались меньше, то у налогоплательщика образовалась переплата в размере 422 449 руб. В дальнейшем налоговый орган производил доначисление налога на прибыль, уменьшая сформированную переплату. По
итогу к моменту ликвидации Московского представительства ОАО “Березовская ГРЭС-1“ и снятия налогоплательщика с налогового учета в ИФНС России N 27 по г. Москве, сумма переплаты составила 225 120 руб. по виду платежа налог. Также у налогоплательщика числилась задолженность по пени в размере 45,05 руб. После реорганизации ОАО “Березовская ГРЭС-1“ путем присоединения к ОАО “ОГК-4“, указанная переплата перешла к истцу.

ОАО “ОГК-4“ произвело с ИФНС России N 27 по г. Москве сверку расчетов, по результатам которой был составлен Акт N 1 от 04.10.2007 (т. 1, л.д. 18), в котором отфиксирована переплата по налогу на прибыль в части регионального бюджета в размере 225 120 руб. и задолженность по пени по данному налогу в размере 45,05 руб. Также было отфиксировано сальдо по доходам физических лиц в размере 262 675 руб.

09.10.2007 г. на основании данных указанной сверки ОАО “ОГК-4“ еще раз обратилось с заявлением N 20-3329 от 08.10.2007 (т. 1, л.д. 19) о возврате на расчетный счет общества суммы переплаты после зачета в ее счет сумм недоимки по пеням в размере 45,05 руб. в порядке ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган исполнил данное заявление частично: произвел зачет пени в счет оплаты, что подтверждается Актом сверки расчетов N 1 от 27.12.2007 (т. 1, л.д. 20), а оставшуюся переплату в размере 225 074, 95 руб. на расчетный счет в установленные законом сроки не вернул.

ОАО “ОГК-4“ повторно обратилось в Инспекцию 27.12.2007 г. с письмом N 20-4556 (т. 1, л.д. 17) с просьбой исполнить ранее направленное заявление N 20-3329 от 08.10.2007 г. о возврате налога на расчетный счет. Однако указанное
письмо также было оставлено налоговым органом без внимания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 137-ФЗ имеет дату 27.07.2006, а не 27.06.2006.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ (в ред. действовавшей до 01.01.2007 г., которая применяется при возврате налогов, излишне уплаченных до 01.01.2007 - п. 9 ст. 7 ФЗ N 137-ФЗ от 27.06.2006) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). При этом в п. 8 данной статьи указано, что заявление может быть подано в налоговый орган в течение 3 лет с момента излишней уплаты налога.

ОАО “ОГК-4“ обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 09.10.2007 г., то есть до истечения 3-летнего срока со дня формирования переплаты, который истек 29.11.2007 г.

Налоговый орган согласно п. 9 ст. 78 НК РФ обязан был произвести возврат суммы излишне уплаченного налога в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым Кодексом.

В настоящем случае возврат должен был быть осуществлен не позднее 09.11.2007 г. Однако налоговым органом в установленные законом сроки возврат налога не был осуществлен, что привело к нарушению прав налогоплательщика.

В соответствии с п.
9 ст. 78 НК РФ при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Обязанность налогового органа по возврату суммы излишне уплаченного налога должна была быть исполнена в течение 1 месяца с даты получения заявления налогоплательщика - до 10.11.2007 г.

Таким образом, с 11.11.2007 г. начинает течь срок для начисления процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ. До 25.01.2008 г. налоговый орган свою обязанность по возврату не исполнил. Следовательно, период просрочки составил с 11.11.2007 г. по 25.01.2008 г. (76 дней). Ставка рефинансирования ЦБ РФ в указанный период составляла 10% (Телеграмма ЦБ РФ N 1839-У от 18.06.2007). Сумма процентов, причитающаяся ОАО “ОГК-4“, рассчитана по формуле:

СП = (СН x ПП x СР) / (365 x 100), где СП - сумма процентов, СН - сумма налога, подлежащая возврату, ПП - период просрочки; СР - ставка рефинансирования, составляет за указанный период просрочки:

СП = (225 074, 95 x 76 x 10) / (365 x 100) = 4 686, 49 руб.

Расчет процентов судом проверен и признан правильным.

Инспекция в отзыве на заявление указала, что поскольку ОАО “БГРЭС-1“ снято с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения в г. Москве 13.04.2006 г., то ИФНС России N 27 по г. Москве не имеет возможности произвести возврат излишне уплаченного налога.

Истец пояснил суду, что ИФНС России N 27 по г. Москве не передала данные базы “РСБ“ и лицевых карточек налогоплательщика ни в налоговый орган по месту
учета ОАО “БГРЭС-1“ (МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края), ни в налоговый орган по месту учета ОАО “ОГК-4“ после реорганизации (ИФНС России по г. Сургуту), ни в какой-либо другой налоговый орган.

Суд считает довод Инспекции необоснованным, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Как следует из Приказа ФНС России от 16.03.2007 ММ-3-10/138@ “Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных Расчеты с бюджетом“ налоговые органы обязаны вести карточки “РСБ“ по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.

На основании данных указанной базы и лицевых карточек определяется состояние расчетов по налогам каждого налогоплательщика, в т.ч. сведения о наличии, размере, дате формирования переплаты по налогам. Только при наличии данных указанной системы налоговый орган имеет возможность осуществлять любые мероприятия, связанные с учетом обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, либо их возврату. Таким образом, возвратить переплату по любому виду налогов может только налоговый орган, располагающий указанной базой данных “РСБ“ и лицевыми карточками налогоплательщика по данному налогу.

В соответствии с п. 2 раздела XI “Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, в редакции Приказа ФНС России от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ закрытие карточек “РСБ“ налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия
с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе в установленном порядке.

При осуществлении мероприятий, связанных с процедурой снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, следует руководствоваться соответствующими методическими указаниями, утверждаемыми приказами ФНС России и определяющими перечень и порядок передачи документов в иной налоговый орган.

Мероприятия, связанные с процедурой снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением их места нахождения, перечень документов, подлежащих передаче по новому месту учета, и сроки их передачи регламентированы Методическими указаниями для налоговых органов, утвержденными Приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@.

Согласно абз. 8 п. 2.2 данных Методических указаний учетное дело налогоплательщика подлежит передаче по новому месту учета налогоплательщика в течение 3 дней с даты снятия с учета. Пункт 2.4 устанавливает 30-дневный срок для передачи всех иных документов, указанных в Перечне (Приложение к Методическим указаниям) в налоговый орган по новому месту учета. В п. 15 указанного Перечня и содержатся данные базы “РСБ“.

Таким образом, ИФНС России N 27 по г. Москве при снятии ОАО “БГРЭС-1“ с налогового учета в связи с ликвидацией обособленного подразделения обязано было в течение 30 дней передать данные базы “Расчеты с бюджетом“ в налоговый орган по месту учета ОАО “БГРЭС-1“. Данный порядок подтвержден также в Письме УФНС России по г. Москве от 13.09.2007 N 20-12/087484.1. Только при соблюдении ИФНС России N 27 по г. Москве порядка передачи документов в налоговый орган
по месту учета головной организации, указанные налоговые органы имели бы возможность произвести возврат излишне уплаченного налога.

Однако в нарушение указанных норм ИФНС России N 27 по г. Москве не передала данные базы “РСБ“ и лицевых карточек налогоплательщика ни в налоговый орган по месту учета ОАО “БГРЭС-1“ (МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края), ни в налоговый орган по месту учета ОАО “ОГК-4“ после реорганизации (ИФНС по г. Сургуту), ни в какой-либо другой налоговый орган.

Учетные карточки налогоплательщика в системе “РСБ“ на момент обращения ОАО “ОГК-4“ за возвратом налогов и до настоящего времени остаются в ИФНС N 27 по г. Москве. Данный факт не оспаривается и налоговым органом, а также подтверждается подписанием им двух Актов сверок от 04.10.2007 и от 27.12.2007 по данным указанной базы данных “РСБ“.

В силу изложенного на момент обращения ОАО “ОГК-4“ с заявлением на возврат налога на прибыль в части бюджета г. Москвы (09.10.2007) единственным налоговым органом, который имел возможность установить данную переплату, подтвердить ее размер и срок образования являлась ИФНС России N 27 по г. Москве. Следовательно, для целей применения положений п. 2 ст. 78 НК РФ органом обязанным вернуть излишне уплаченный налог является данная инспекция.

Возврат налога до настоящего времени другим налоговым органом невозможен по причине отсутствия у них данных по переплате, в будущем же даже при условии передачи данных “РСБ“ в один из налоговых органов по месту учета ОАО “ОГК-4“.

Довод ИФНС России N 27 по г. Москве о том, что в настоящее время она не может осуществлять никакие операции по счетам в лицевых карточках ОАО “ОГК-4“, как правопреемника ОАО “БГРЭС-1“ не основан на нормах права и не доказан налоговым органом. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о необоснованности данного довода. Так ИФНС России N 27 по г. Москве частично исполнила заявление ОАО “ОГК-4“ от 09.10.2007, произведя зачет части переплаты по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы в счет недоимки по пени в размере 45,05 руб., что видно из сравнения Актов сверки от 04.10.2007 и от 27.12.2007. Следовательно, проведение ИФНС России N 27 по г. Москве операций по лицевым карточкам ОАО “ОГК-4“ возможно не только в части зачета, но и в части возврата переплаты по налогу.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина в соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ИФНС России N 27 по г. Москве.

На основании ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 169, 170, 201 АПК РФ, суд,

решил:

признать незаконным бездействие ИФНС России N 27 по г. Москве, выразившееся в не возврате ОАО “ОГК-4“ излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074, 95 руб.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязать ИФНС России N 27 по г. Москве возместить ОАО “ОГК-4“ сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074, 95 руб. и 4 686, 49 руб. процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в течение 10 дней после принятия решения арбитражным судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскать с ИФНС России N 27 по г. Москве в пользу ОАО “ОГК-4“ государственную пошлину в размере 6 100 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.