Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 по делу N А40-2509/08-28-23 В удовлетворении иска о понуждении исполнить обязательства по договору совместного жилищного строительства в натуре отказано, так как жилой дом не создан и соответствующие квартиры не переданы привлеченным ответчиком третьим лицам, реальный ущерб, причиненный ответчиком неисполнением обязательств по договору, не установлен и не может быть доказан, в результате чего нет оснований для принуждения ответчика к исполнению договора.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2008 г. по делу N А40-2509/08-28-23

Резолютивная часть решения объявлена 24.03.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 25.04.2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Н.

членов суда: единолично

при ведении протокола помощником судьи В.

с участием от истца: Л. (дов. от 22.10.2007 г. N 45)

от ответчика: не явился

рассмотрел дело по иску ЗАО “Центр развития города “Град“

к ООО “Тиерра Групп“

о понуждении исполнить обязательство в натуре

установил:

ЗАО “Центр развития города “Град“ обратилось в суд с требованиями к ООО “Тиерра Групп“ о понуждении ответчика к исполнению в натуре обязательства, предусмотренного договором от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б о совместном жилищном строительстве объекта по адресу: Московская область,
Красногорский р-н, пос. Путилково, ул. Садовая, корп. 19Б, по внесению вклада в размере инвестиционной стоимости доли жилой площади, подлежащей передаче ответчику по результатам совместной деятельности, в сумме, эквивалентной 1.402.115 дол. США по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Настаивая на удовлетворении своих требований, истец указывает, что правовая природа заключенного между сторонами договора в полной мере отвечает договору простого товарищества, в связи с чем им не заявлено требование о взыскании в свою пользу денежных средств, а заявлено требование о понуждении ответчика к исполнению принятого обязательства по внесению вклада в общую деятельность в натуре, поскольку без исполнения принятого ответчиком обязательства невозможно достижение общей цели сторон.

Ответчик в заседание не явился, определение от 27.02.2008 г., направленное ему по указанным истцом адресам, почтовой службой возвращено с указанием на невозможность вручения. Адрес ответчика подтвержден истцом выпиской из ЕГРЮЛ в отношении этого лица, другие его адреса суду не известны, поэтому определение от 27.02.2008 г. должно считаться доставленным ответчику, а спор может быть разрешен без участия этого лица.

Рассмотрев представленные документы и выслушав истца, суд не находит оснований для удовлетворения требований в силу следующих обстоятельств.

По договору о совместном жилищном строительстве объекта по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Путилково, ул. Садовая, корпус 19Б от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б ЗАО “Центр развития города “Град“ (инвестор) и ООО “Тиерра Групп“ (соинвестор) согласились соединить свои вклады в рамках простого товарищества для совместных действий в целях создания недвижимого имущества в виде жилого дома, возводимого по адресу: Московская область, Красногорский район, поселок Путилково, улица Садовая, корпус 19Б, и распределения результатов совместной деятельности в виде выдела
сторонам причитающихся им долей в этом объекте после окончания его строительства.

Договором установлено, что доля ответчика в построенном доме составит 2.775,5 кв. м общей площади и будет состоять из 49 квартир, указанных в приложении N 1.

Передача проинвестированной площади будет произведена после выполнения ответчиком всех предусмотренных договором обязательств и подписания в установленном порядке акта реализации инвестиционного контракта.

Договором установлено, что вкладом истца в совместную деятельность являются его профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловые связи и деловая репутация.

На истца возложены функции генерального инвестора строительства, в том числе обязательства по организации работы по оформлению землеотвода под строительство и исходно-разрешительной документации, по инвестированию строительства посредством внесения денежные средств, ценных бумаг, имущественных прав, а также путем привлечения денежных средств и иного имущества 3-х лиц.

Ответчик обязался в качестве своего вклада в строительство внести денежные средства в размере 1.471.015 долларов США по курсу ЦБ РФ на день оплаты исходя из инвестиционной стоимости одного квадратного метра жилой площади в размере 530 дол. США в сроки, установленные графиком платежей.

Дополнительным соглашением от 20.01.2004 г. доля ответчика, подлежащая инвестирования была уменьшена на 130 кв. м и, соответственно, размер обязательств по внесению вклада был уменьшен до 1.402.115 долларов США.

Ведение общих дел возложено на истца, который вправе действовать в интересах сторон на основании договора без доверенности.

Имущественные средства, интеллектуальная собственность истца и денежные средства ответчика в течение действия договора должны использоваться в целях достижения конечного результата - строительства жилого дома, эффективного использования средств и покрытия иных прямых и косвенных расходов, связанных с управлением, контролем, изучением рынка жилья при строительстве дома.

Истец вправе использовать
вклад ответчика в целях увеличения оборотного капитала, в том числе, в своей финансово-хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с инвестированием строительства жилого дома, но что согласуется с политикой эффективного использования средств, установленной договором.

Ответчику предоставлено право передать (уступить или делегировать) свои права и обязанности по договору третьим лицам при условии, что последние будут являться полными правопреемниками всех его прав и обязанностей по договору.

Истец в случаях, предусмотренных законом, а также при неисполнении и/или ненадлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязанностей по договору и/или приложениям к нему, в том числе, по несению расходов, приходящихся на его долю, вправе задержать предоставление ответчику жилой площади, потребовав от ответчика произвести все причитающиеся платежи и/или выполнить другие обязанности, а при неосуществлении и/или ненадлежащем осуществлении ответчиком платежей и/или иных обязанностей в определенный истцом срок (независимо от причин) истец вправе в одностороннем порядке без соблюдения судебных процедур отказаться от исполнения договора полностью, письменно известив об этом ответчика, без предоставления последнему общей площади и без выплаты каких-либо убытков и/или штрафных санкций, а также морального вреда.

Истец вправе в одностороннем порядке отказаться от договора в случае увеличения общей инвестиционной стоимости объекта, в случае наступления у него убытков, подлежащих долевому погашению сторонами, либо в случае наступления условий, делающих для него невозможным осуществление совместной деятельности, письменно уведомив об этом ответчика и возвратив ему сумму внесенных денежных средств в течение 60 дней с даты расторжения договора.

В договоре указано, что правовым основанием для его заключения является постановление главы Красногорского района Московской области от 26 июня 2002 г. N 768/6, инвестиционный контракт, заключенный между Министерством строительного комплекса Московской
области, Администрацией Красногорского района и ЗАО “Центр развития города “Град“ от 04.07.2002 г., и что ориентировочной датой ввода дома в эксплуатацию является IV квартал 2004 года.

Истец ссылается на надлежащее исполнение принятых на себя обязательств:

- заключение договора аренды земельного участка от 06.12.2004 г., пролонгацию этого договора до 2009 г. и несение расходов по арендной плате по этому договору;

- регистрацию 03.08.2004 г. в Министерстве строительного комплекса Правительства Московской области инвестиционного контракта, в котором истец выступает в качестве генерального инвестора;

- подписание дополнительного соглашения от 17.11.2006 г. к инвестиционному контракту о пролонгации сроков окончания строительства и защите прав обманутых соинвесторов в рамках реализации соответствующей программы Губернатора Московской области.

Истец указывает, что ответчик, не исполнив обязательства по внесению денежного вклада в совместную деятельность, внес часть квартир, причитающихся ему по договору, в качестве паевого взноса в ЖСК “Свой дом“, что ЖСК “Свой дом“, в свою очередь, произвел отчуждение имущественных прав на соответствующие квартиры в жилом доме, являющимся предметом совместной деятельности истца и ответчика, физическим лицам, что, кроме этого, ответчик реализовал имущественные права и в результате заключения соинвестиционных договоров с физическими лицами.

Истец утверждает, что физические лица, с которыми ответчик и ЖСК “Свой дом“ заключили договоры в отношении квартир в жилом доме, являющимся предметом совместной деятельности, оплатили инвестиционную стоимость квартир путем внесения денежных средств в ЖСК “Свой дом“ либо ответчику.

Истец указывает, что ЖСК “Свой дом“ и физические лица, являющиеся в настоящее время обладателя прав на имущество ответчика согласно договора от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б, не могут быть сторонами простого товарищества, поскольку не преследуют цели извлечения прибыли, имеют различные по
сравнению с истцом и ответчиком интересы, а также в силу неоднократного изменения проектной документации, что повлекло и изменении нумерации квартир и их параметров.

Истец указывает, что между ним, Министерством строительного комплекса Правительства Московской области и Администрацией Красногорского муниципального района (сторонами инвестиционного контракта) было подписано дополнительное соглашение от 17.11.2006 г. N 1, которым на истца возложены обязанности по распределению не профинансированной истцу площади ответчика перед привлеченными ответчиком 3-м лицами несмотря на то, что ответчиком не исполнены обязательства по внесению вклада в общее имущество.

Истец признает, что жилой дом, являющийся предметом совместной деятельности сторон, не построен до настоящего времени (вырыт только котлован) и что для начала строительства этого жилого дома силами истца необходимо получение соответствующего финансирования.

Ни положения о простом товариществе, установленные главой 55 ГК РФ, ни подписанный между сторонами договор от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б не предусматривают принудительное участие лиц в деятельности по извлечению прибыли.

Строительство жилого дома по адресу: Московская область, Красногорский р-н, пос. Путилково, ул. Садовая, корп. 19Б с целью последующего получения долей в этом объекте не может быть предметом двух разных договоров - инвестиционного контракта между Министерством строительного комплекса Московской области, Администрацией Красногорского района и ЗАО “Центр развития города “Град“ от 04.07.2002 г., на который стороны сослались как на основание заключения подписанного между ними договора и самого этого договора от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б.

Не имеется оснований для принуждения ответчика к исполнению договора и в силу признания истцом, что реальный ущерб, причиненный неисполнением ответчиком обязательств по договору от 01.08.2003 г. N 98-08/П.19Б в настоящее время не может быть установлен и доказан, поскольку жилой
дом не создан, а соответствующие квартиры не переданы привлеченным ответчикам 3-м лицам, поэтому по заявленному предмету и основанию требования не могут быть признаны правомерными.

Расходы по госпошлине остаются на истце.

Руководствуясь ст. ст. 8, 12, 307, 309, 420, 421, 1041 ГК РФ, ст. ст. 65, 110, 156, 167, 170, 174, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционный инстанции.