Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А75-7676/2007 По делу о признании незаконным и отмене постановления о назначении наказания на основании ст. 8.41 КоАП РФ за неуплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2008 г. по делу N А75-7676/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рыжикова О.Ю.,

судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-446/2008) индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.12.2007 по делу N А75-7676/2007 (судья Мингазетдинов М.М.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Нижневартовского управления охраны окружающей среды

о признании незаконным и
отмене постановления N 292 от 10.09.2007,

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - не явился, извещен;

от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, извещен.

установил:

Решением от 18.12.2007 по делу N А75-7676/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. (далее по тексту - ИП Оренбуров В.Г., предприниматель, податель жалобы) требования о признании незаконным и отмене постановления Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Нижневартовское управление охраны окружающей среды) N 292 от 10.09.2007 о назначении административного наказания на основании статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за неуплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на то, что материалами дела подтверждается наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.41 КоАП.

В апелляционной жалобе ИП Оренбуров В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

При этом податель жалобы ссылается на то, что обязанность по уплате платежей за размещение отходов на основании “Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица.

Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в представленном в суд письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменений, а жалобу предпринимателя - без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Департамента поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его
представителя.

Суд определил ходатайство удовлетворить, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Индивидуальный предприниматель Оренбуров Виктор Германович, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Должностным лицом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Нижневартовское управление охраны окружающей среды) проведена проверка хозяйственной деятельности ИП Оренбурова В.Г. по соблюдению природоохранного законодательства в части внесения платы за негативное воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 43-Л от 03.09.2007 (лист дела 27 - 29).

03.09.2007 в присутствии предпринимателя составлен протокол N 43-Л об административном правонарушении (лист дела 30). В протоколе указано: при проведении внеплановой проверки выявлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности Оренбуровым В.Г. образуются отходы производства и потребления (мусор от уборки территорий складских, производственных помещений, промасленная ветошь, мусор жизнедеятельности персонала, тара, отходы упаковочного картона, отработанные лампы, зола, биоотходы), которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду; эксплуатируются стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (печи копчения).

Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2005 - 1,2 квартал 2006 года, по выбросам от стационарных источников и за 3,4 квартал 2006 - 1,2 квартал 2007 года за негативное воздействие отходов производства и потребления и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предпринимателем не
составлялись и не предоставлялись на согласование в Управление по экологическому и технологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

В своих объяснениях предприниматель указывает на то, что он “с выявленным фактом неоплаты согласен, но пункт 1 Порядка определения платы не признал индивидуальных предпринимателей плательщиками сбора“ (лист дела 30).

Постановлением Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Нижневартовское Управление охраны окружающей среды) от 10.09.2007 N 292 (лист дела 6, 31) предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ИП Оренбуров В.Г. обратился в арбитражный суд с требованиям о признании его незаконным.

Решением от 18.12.2007 по делу N А75-7676/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно статье 8.41 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе,
размещение отходов производства и потребления, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу пункта 1 статьи 23 указанного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Закона об охране атмосферного воздуха).

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду), а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия“; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ (далее - Постановление N 344), а также Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ (далее - Приказ N 577).

В пункте 1 Порядка определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду указано, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Взимание платы предусмотрено за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

Приказом N 557 установлен срок платежа за негативное воздействие на окружающую среду: платежи следует вносить по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.

Материалами дела подтверждается и не отрицается самим предпринимателем (см. протокол N 43-Л - лист дела 30), что им не произведена оплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 - 1,2 квартал 2007 года.

Однако, по мнению ИП Оренбурова В.Г., обязанность по уплате данных платежей на основании Порядка определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица.

Суд апелляционной инстанции отклоняет этот довод апелляционной жалобы как необоснованный.

Податель жалобы ссылается на статью 23 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах
производства и потребления“, указывая: “плата за размещение отходов взимается... в соответствии с законодательством Российской Федерации“. Однако, полный текст статьи звучит следующим образом: плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вывод ИП Оренбурова В.Г. о том, что обязанность по уплате платежей не распространяется на предпринимателей, был сделан на основании анализа пункта 1 Порядка определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Действительно, Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды устанавливает перечень лиц, которые обязаны перечислять соответствующие платежи. Однако о предпринимателях в указанном перечне нет ни слова. И это понятно, потому что Постановление N 632 от 28.08.1992 об утверждении данного Порядка было принято, когда определения “предпринимательская деятельность“ и “индивидуальный предприниматель“ не были законодательно закреплены.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О предусмотрено, что плательщиками взносов являются хозяйствующие субъекты, к которым в настоящее относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, а также специальные Законы (“Об охране атмосферного воздуха“ и “Об отходах производства и потребления“) предусматривают внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Эта позиция отражена и в Письмах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 04-09/694 от 09.06.2007, N 04-09/1001 от 25.07.2007, N 04-09/1037 от 02.08.2007, N 04-09/1296 от 13.09.2007.

Исходя из всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление N 292 от 10.09.2007 о назначении административного наказания на основании статьи 8.41 КоАП за неуплату платежей за негативное воздействие на окружающую
среду отмене не подлежит, так как предприниматель правомерно привлечен к ответственности.

Таким образом, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленного ИП Оренбуровым В.Г. требования, принял законное и обоснованное решение.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Следовательно, государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная ИП Оренбуровым В.Г. при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 3314 от 09.01.2008, подлежит возврату как ошибочно уплаченная.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.12.2007 по делу N А75-7676/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. проживающему по адресу: 628600, город Нижневартовск, улица Чапаева, дом 93, квартира 150, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования “Город окружного значения Нижневартовск“ 22.12.2000, ОГРН 304860333000091, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 3314 от 09.01.2008.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю.РЫЖИКОВ

Судьи

Л.А.ЗОЛОТОВА

О.А.СИДОРЕНКО