Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.11.2008 по делу N А51-2275/2008-7-47 У таможни отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении таможенных преференций, если не доказано, что представленные декларантом сертификаты о происхождении товара не являются надлежащим образом оформленными либо содержат недостоверные сведения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. по делу N А51-2275/2008-7-47

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 5 ноября 2008 г.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Антур“

к Владивостокской таможне

третье лицо: Федеральная таможенная служба России

о признании действия незаконными,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Антур“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Владивостокской таможни, выразившихся в отказе предоставления тарифных преференций, оформленном письмом от 18.02.08 N 29-26/5080.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,
на стороне ответчика привлечена Федеральная таможенная служба России.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, полагая, что представленные к таможенному оформлению сертификаты полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к их оформлению согласно Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996.

Считает, что, отказывая декларанту в преференциальном режиме, таможенный орган не принял во внимание тот факт, что представленные сертификаты были надлежащим образом оформлены и не содержали каких-либо признаков недостоверности сведений, перечень которых закреплен в пункте 4 статьи 36 Таможенного кодекса РФ и не вызывали сомнения относительно безупречности данных сертификатов.

Заявитель также указал, что отказ таможенного органа в предоставлении преференций является необоснованным, поскольку отсутствие информации из уполномоченного органа Бразилии, подтверждающей достоверность данных сертификатов, не является с точки зрения таможенного законодательства РФ основанием для отказа в предоставлении преференций.

Владивостокская таможня требования заявителя не признала, в обоснование возражений указала, что представленные сертификаты в отношении ввезенных товаров не могут быть приняты для предоставления тарифных преференций в отношении заявленных товаров, поскольку в нарушение требований к оформлению деклараций сертификатов о происхождении товара по форме “А“, утвержденных Постановлением Правительства N 479 от 23.04.1997 в графе 11 сертификат заверен печатью, оттиск которой не соответствует образцам, доведенным до таможенного органа ФТС России.

Ответчик считает, что товар из развивающейся страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.

Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный
преференциальный режим.

Федеральная таможенная служба России поддержала доводы Владивостокской таможни, по заявленным требованиям возразила. В своих пояснениях указала, что дополнительных исследований на предмет соответствия оттисков печати в оригиналах сертификатов и оригинала печати, представленным компетентным органом Бразилии, ГУТН и ТО ФТС не проводило.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 28.10.2008. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей заявителя и ответчика.

При рассмотрении дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью “Антур“ зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01521012 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042504356608.

В июне 2007 года во исполнение внешнеторгового контракта N 102/2 от 12.12.2006, заключенного между компанией “SEARA ALIMENTOS S.A.“ (Бразилия) и ООО “Антур“, на таможенную территорию России был ввезен товар - куры домашние ощипанные и потрошеные без головы; крылья домашних кур.

В целях его таможенного оформления Общество подало во Владивостокскую таможню грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10702030/080607/0015063. Одновременно в таможенный орган декларантом были представлены сертификаты о происхождении товаров по форме “А“ N 2309-07-006177-0, 2309-07-006175-4, 2309-07-006176-2, 2309-07-006174-6 от 04.04.2007.

Вышеуказанные сертификаты не были приняты Владивостокской таможней в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку в графе 11 сертификаты заверены печатью, оттиск которой не соответствует образцам, приведенным в письме ГТК России от 25.02.1999 N 10-10/6855 дсп, письме ФТС России от 18.01.2007 N 06-53/1465 дсп.

В связи чем сертификаты о происхождении товаров по форме “А“
были направлены Владивостокской таможней в Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России с сопроводительным письмом от 15.06.2007 N 29-25/18954 для последующей проверки по причине несоответствия.

01.02.2008 письмом N 05-72/3556 Федеральной таможенной службой России указанные сертификаты возвращены во Владивостокскую таможню. В сопроводительном письме указано, что в связи с непредставлением запрашиваемой информации уполномоченным органом страны импортера, на основании пункта 6 Правил определения страны происхождения товаров развивающихся стран, при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, утвержденных соглашением государств-участников СНГ от 12.04.1996 преференциальный режим в отношении товаров, упомянутых в этих сертификатах, предоставлен быть не может.

18.02.2008 Владивостокской таможней принято решение N 29-26/5080 об отказе в предоставлении преференциального режима в связи с невозможностью принять сертификаты в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Приморского края.

Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями кодекса во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики (пункт 2 статьи 29 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или
законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Бразилия входит в Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057.

Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (далее - Правила) содержатся в приложении к Соглашению стран СНГ от 12.04.1996 (далее - Соглашение) утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 479.

В силу пунктов 5 и 6 Правил в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме “А“, принятой в рамках Общей системы преференций. Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языке, вместе с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении товара. Государства - участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не предоставила вышеуказанную информацию.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, а
также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться в компетентные национальные органы развивающихся стран, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Товар развивающейся страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Требования к оформлению декларации-сертификата о происхождении товара по форме “А“ изложены в приложении к Протоколу от 07.10.02 о внесении изменений и дополнений в Правила. В частности, графа 11 сертификата должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности. Подпись рассматривается в качестве дополнительной информации, подтверждающей достоверность сертификата.

По правилам пункта 4 статьи 36 ТК РФ и пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 479, сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным, если имеются:

- подчистки, помарки или незаверенные исправления,

- отсутствуют необходимые подписи или печати,

- сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам,

- в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами
Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В указанных случаях, а также если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

В силу абзаца 2 пункта 1 Распоряжения ГТК России от 13.05.2003 N 223-р “О сертификатах происхождения товара формы “А“ (далее - Распоряжение N 223-р) таможенные органы обязаны направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам.

При этом принятие решений о достоверности сертификатов или сведений, указанных в них, относится к исключительной компетенции Главного управления тарифного и нетарифного регулирования, что прямо установлено пунктом 2 Распоряжения N 223-р.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки документов Владивостокской таможней выявлено, что представленные обществом декларации-сертификаты упомянутым требованиям не соответствуют: в тексте печати расстояние между буквами не совпадает с расстоянием в тексте приведенных образцов оттиска печати. Горизонтальные линии для подписей, входящие в оттиск печати, также находятся на другом расстоянии от текста, чем в образцах, представленных таможенному органу.

Данные обстоятельства являются основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе обращения в компетентный национальный орган Бразилии. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как приведенными выше нормами международного права, так и национальным законодательством (пункты 4 и 5 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации).

25.06.2007 Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России обратилось в Посольство Федеративной Республики Бразилия в РФ (письмо
N 06-52/23583) с запросом о достоверности сертификатов соответствия сертификатов о происхождении товаров формы “А“.

Не получив ответа от компетентного национального органа страны экспортера относительно достоверности спорных сертификатов Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России, располагая документальной базой оригинальных оттисков печатей компетентных органов Республики Бразилия, возвратило спорные сертификаты во Владивостокскую таможню. При этом ФТС указала, что в связи с непредставлением запрашиваемой информации, на основании пункта 6 Правил определения страны происхождения товаров развивающихся стран, при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, утвержденных Соглашением государств-участников СНГ от 12.04.1996, преференциальный режим в отношении товаров, упомянутых в этих сертификатах, представлен быть не может.

18.02.2008 Владивостокской таможней в связи с непредставлением ответа относительно достоверности сертификатов о происхождении товаров по форме “А“ N 2309-07-006177-0, 2309-07-006175-4, 2309-07-006176-2, 2309-07-006174-6 от 04.04.2007 принято решение об отказе в принятии их в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, основанием для отказа в принятии сертификатов послужило отсутствие подтверждения компетентным национальным органом Федеративной Республики Бразилия их достоверности.

При этом судом установлено, что доказательств ненадлежащего оформления сертификата формы “А“ и наличия признаков содержания в нем недостоверных сведений, перечисленных в пункте 4 статьи 36 ТК РФ, таможенным органом на момент проведения контрольных мероприятий установлено не было.

Ссылки таможни на то, что результаты сравнения оттиска печати в графе 11 сертификата с образцом оттиска печати имеющегося у таможни свидетельствуют о ненадлежащем оформлении сертификата, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не указаны в пункте 4 статьи 36 ТК РФ в качестве признаков ненадлежащего оформления сертификата.

Из изложенного следует, что таможенный орган не вправе принимать решение об отказе в предоставлении преференций
без запроса дополнительных сведений о стране происхождения товара, основываясь только на предположениях о его несоответствии образцам, доведенных до таможенного органа ФТС России.

В свою очередь, суд установил, что предоставленные заявителем сертификаты формы “А“ N 2309-07-006177-0, 2309-07-006175-4, 2309-07-006176-2, 2309-07-006174-6 надлежащим образом свидетельствуют о происхождении спорного товара.

Так, для разрешения вопроса о достоверности сертификата заявитель обратился в Приморскую торгово-промышленную палату с просьбой о направлении запроса в уполномоченный орган Бразилии.

Министерство Развития, Промышленности и Внешней Торговли Бразилии в ответе N 100/2008/DENT от 28.03.2008 подтвердило подлинность сертификатов происхождения товаров по форме “А“ от 04.04.2007 N 2309-07-006177-0, 2309-07-006175-4, 2309-07-006176-2, 2309-07-006174-6, выдачу данных сертификатов бразильскими властями, уполномоченными на такую выдачу (Банк Бразилии), и указало на то, что соответствующая продукция полностью произведена в Бразилии.

Подлинник указанного письма обозревался в судебном заседании, а его надлежащим образом заверенный перевод приобщен в материалы дела.

Исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что в отношении товара, ввезенного в рамках контракта N 102/2 от 12.12.2006, общество выполнило требования, необходимые для представления льготы, так как при рассмотрении дела было установлено, что страной происхождения спорного товара является Бразилия, на который распространяется тарифный преференциальный режим, а факты ненадлежащего заполнения сертификатов судом не установлены.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований
для отказа в удовлетворении заявления ООО “Антур“.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными действия Владивостокской таможни выразившиеся в отказе предоставления тарифных преференций, оформленном письмом от 18.02.08 N 29-26/5080.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни (г. Владивосток, ул. Посьетская, 21а) в пользу общества с ограниченной ответственностью “Антур“ (г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 3б, каб. 503) 2 000 руб. (две тысячи рублей) судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.