Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2008 по делу N А40-69311/07-61-564 Исковые требования о взыскании убытков в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по перевозке льготных категорий граждан, удовлетворены, так как ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N А40-69311/07-61-564

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 25 марта 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: З. /единолично/

При ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО “Электротранспорт“

к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ

3-е лицо Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

о взыскании 139 288 720 руб.

при участии

от истца - К., дов. N 19 от 10.12.2007 г.

от ответчика - П., дов. от 13.12.2007 г.

от 3-го лица - Х., дов. от 19.04.2007 г.

установил:

ООО “Электротранспорт“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с
исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца сумму убытков в размере 139 288 720 руб. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан в 2004 году в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Истец в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание явился, исковые требования не признал. Заявил о пропуске срока исковой давности.

Третье лицо - Федеральное агентство по здравоохранения и социальному развитию представило отзыв на иск.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает обоснованными заявленные исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытков в сумме 139 288 720 руб. по следующим мотивам.

В 2004 году истец, являясь коммерческой организацией, оказал гражданам льготных категорий (ветеранам, инвалидам и социальным работникам), в 2004 году на территории г. Набережные Челны, в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, услуги перевозки трамвайным и троллейбусным транспортом, в связи с чем понес убытки в виде невозмещенных расходов в сумме 139 288 720 руб.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по
провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Истец по характеру своей деятельности осуществляет перевозки пассажиров в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации на основе публичного договора, в соответствии с которым истец обязан осуществлять перевозку транспортом общего пользования в отношении каждого, кто к нему обратится за этой услугой, в том числе определенных законами и иными правовыми актами льготным категориям потребителей, которым услуги предоставлялись в 2004 году по предъявлению соответствующего удостоверения. Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации истец не вправе отказать в предоставлении услуги, обратившимся за ней гражданам.

Расчет убытков истца сделан на основании данных о количестве льготников, тарифе на проезд, доли истца в общем объеме их перевозок, с учетом положений Инструкции Госкомстата России по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайно-троллейбусного транспорта, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 г. N 149.

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа, трамваем и троллейбусом в городском сообщении в городе Набережные Челны в 2004 г. установлены Постановлением Главы администрации г. Набережные Челны 31893 от 25.08.2003 г. в размере 5 руб. и N 2815 от 02.11.2004 г.

Согласно п. 29 вышеуказанной Инструкции Госкомстата России количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований. Натурные обследования пассажиропотоков в 2004 году, в г. Набережные Челны не проводились. Поэтому расчет перевезенных пассажиров-льготников определяется как 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта
на каждого пассажира-льготника.

Доля истца в общем объеме городских перевозок вышеуказанных льготников в 2004 году определена в размере 78%, что подтверждается письмом от 03.12.2007 г. N 739 Управления транспорта и связи г. Набережные Челны. Соответственно, на каждого пассажира-льготника из 50 поездок на истца в среднем приходится по 39 поездки в месяц.

Согласно пункту 6 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.01 г. N 85, официальная статистическая методология, утверждаемая Госкомстатом России, является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, установленная Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.06.02 г. N 149 Методика, является официально принятой Российской Федерацией в лице ее уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Госкомстата России.

Согласно представленному расчету расходы истца в 2004 году на предоставление гражданам льготного проезда в силу положений Федеральных законов от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, составили 139 288 720 руб.

ООО “Электротранспорт“ является коммерческой организацией, которая не должна нести бремя расходов по реализации федеральных законов. Между тем, истец в силу указанных выше Федеральных законов обязан обеспечить льготным категориям пассажиров бесплатный проезд. Льготы на бесплатный проезд отдельным категориям граждан установлены федеральными законами, из чего следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательство по полному возмещению транспортным организациям расходов по предоставлению льгот за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 790
Гражданского кодекса Российской Федерации.

В результате предоставления льгот предприятием недополучено 139 288 720 руб. Данная сумма согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации является реальным ущербом.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. N 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.

Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям пассажиров бесплатного проезда.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит
учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.05) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Исковые требования основаны на неисполнении обязательств по возмещению платы за проезд по льготам, предусмотренным федеральным законодательством. Следовательно, надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Согласно пунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в частности составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Кроме того, в соответствии со статьей 165 и пунктами 1 и 7 статьи 242.2 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает бюджетными полномочиями по организации исполнения федерального бюджета; исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации является по данному делу надлежащим представителем ответчика.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме.

Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность
государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Согласно ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших для государственного органа основанием совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. В силу ст. 1064 ГК РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния). Причинная связь между бездействием ответчика и наступлением вреда выражается в том, что осуществление вышеперечисленных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств (перемещению бюджетных ассигнований), достаточных для возмещения расходов истца.

Ответчик доказательств исполнения обязательств по реализации названных выше Федеральных Законов РФ не предоставил.

При изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании суммы затрат подлежат удовлетворению в сумме 139 288 720 руб.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, судом в внимание принят быть не может, по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своего права.

Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Потери от предоставления в 2004 году бесплатного проезда данным льготным категориям гражданам подлежат возмещению из федерального бюджета, т.е. в течение действия федерального бюджета на 2004 год.

В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и
длится с 1 января по 31 декабря.

Согласно пункту 1 статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

С учетом чего право истца на получение возмещения расходов не нарушается и право требования к Российской Федерации не возникает до окончания года - до 31.12.04 г.

Таким образом, истец узнал о нарушении своего права на возмещение расходов по оказанию услуг по перевозке льготных пассажиров по окончании 2003 года, и срок исковой давности начал течь лишь с 01.01.05 г. Иск подан истцом в суд 29.12.07 г., что подтверждается отметкой канцелярии суда на исковом заявлении, то есть в течение 3-годичного срока исковой давности.

Таким образом, истец в соответствии со ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не пропустил.

На основании изложенного, ст. ст. 8, 9, 12, 15, 16, 125, 196, 199, 200, 203, 420, 421, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 4, 49, 65, 102, 110, 167, 169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу ООО “Электротранспорт“ убытки в сумме 139 2888 720 руб.

Выдать истцу справку на возврат из Федерального бюджета уплаченной по платежному поручению N 2136 от 24.12.2007 г. госпошлины в сумме 100 000 руб.

Данное решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Девятый Арбитражный апелляционный Суд.