Решения и определения судов

Постановление президиума Московского областного суда от 12.03.2008 N 210 по делу N 44г-104/08 Дело по иску о защите нарушенного права на социальное обеспечение направлено на новое рассмотрение, так как, разрешая спор и обязывая ответчика произвести перерасчет полагающейся истцу ежемесячной денежной выплаты, суд исходил из правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 89-О, до вступления его в законную силу.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2008 г. N 210

Судья: Журавлева И.Г. Дело N 44г-104/08Судебная коллегия: Хрипунов М.И., Кондратова Т.А. Докладчик: Вавилкина Е.В. “

Президиум Московского областного суда в составе:

председательствующего Волошина В.М.,

членов президиума Николаевой О.В., Никоновой Е.А., Омельченко Т.А., Романовского С.В., Рустамовой А.В.,

рассмотрев по надзорной жалобе государственного учреждения - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области дело по иску одинцовского городского прокурора в интересах Н. к государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о защите нарушенного права на социальное обеспечение,

заслушав доклад судьи Пугиной Л.Н., заключение заместителя
прокурора Московской области Можаева М.В., полагавшего принятые по настоящему делу судебные постановления подлежащими отмене,

установил:

одинцовский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Н. к государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области о защите нарушенного права на социальное обеспечение, ссылаясь на то, что истец является участником Великой Отечественной войны, ему 12 ноября 2004 г. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, и он относится к категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“. Однако с 1 января 2005 г. по 4 апреля 2006 г. истцу производились выплаты как инвалиду в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, что ниже по своему размеру, чем ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые на основании ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“.

В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации определения от 4 апреля 2006 г. N 89-О Н. с 4 апреля 2006 г. установлена ежемесячная денежная выплата в размере, предусмотренном для инвалидов Великой Отечественной войны, однако такая выплата должна производиться с 1 января 2005 г.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 11 июля 2007 года исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконными действия Управления N 5 государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области в части установления размера причитающейся Н. ежемесячной денежной выплаты и обязал установить размер ежемесячной денежной выплаты в соответствии с требованиями ст. 14
пп. 1 п. 4 ст. 23 ФЗ “О ветеранах“ и п. 5 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 с 1 января 2005 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2007 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области просит отменить принятые по настоящему делу судебные постановления.

Определением судьи Московского областного суда А. от 19 февраля 2008 года дело передано для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм процессуального или материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, находит решение одинцовского городского суда от 11 июля 2007 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2007 г. подлежащими отмене, как постановленные с существенным нарушением норм материального права.

Как видно из материалов дела, Н. является участником Великой Отечественной войны согласно подп. “з“ подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года “О ветеранах“. 12 ноября 2004 года истцу установлена 2 группа инвалидности в связи с неспособностью к трудовой деятельности.

Действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика при предоставлении мер социальной защиты в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ приравнивали эту
категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ система мер социальной защиты была преобразована в систему социальной поддержки, осуществлена замена части льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являвшимся получателями натуральных льгот.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам войны с 1 января 2005 г. составляла 1550 руб., с 1 января 2006 г. - 2000 руб. Истцу с 1 января 2005 г. производились выплаты как инвалиду в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере 1000 руб.

Разрешая спор и обязывая ответчика произвести с 1 января 2005 г. перерасчет полагающейся истцу ежемесячной денежной выплаты, суд исходил из правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О “По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, а также по жалобе граждан Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. на нарушение их конституционных прав указанными законоположениями“, согласно которой взаимосвязанные нормативные положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 вышеуказанного Федерального закона N 122-ФЗ и ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. “з“ подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О ветеранах“, являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие названной причины и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 23.1 названного Закона.

Между тем, суд оставил без внимания, что порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в силу которого определение Конституционного Суда РФ вступает в силу с момента его провозглашения, в данном случае с 4 апреля 2006 г. Следовательно, с этого момента должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом,
выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона N 122-ФЗ и ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“.

Таким образом, вывод суда об обязании ответчика выплачивать Н. как участнику Великой Отечественной войны, указанному в подп. “з“ подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О ветеранах“, являющемуся инвалидом по общему заболеванию, ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для инвалидов Великой Отечественной войны, начиная с 1 января 2005 года нельзя признать обоснованным.

Допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права оставлено без внимания судебной коллегией по гражданским делам.

При таких данных решение Одинцовского городского суда от 11 июля 2007 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2007 г. не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Одинцовского городского суда от 11 июля 2007 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2007 г. отменить. Дело направить в Одинцовский городской суд Московской области для нового рассмотрения по существу.

Председательствующий

В.М.ВОЛОШИН