Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 N 16АП-2496/08 по делу N А61-1643/08-5 По делу о привлечении к административной ответственности за уклонение от представления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2008 г. N 16АП-2496/08

Дело N А61-1643/08-5

Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2008,

дата изготовления постановления в полном объеме 24.12.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Баканова А.П., Винокуровой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.

рассмотрев апелляционную жалобу

Южного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования

на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2008 по делу N А61-1643/08-5

по заявлению Территориального отдела государственного надзора по республикам ЮФО Республики Северная Осетия - Алания о привлечении ОАО “Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа“ к административной ответственности,

установил:

Территориальным отделом государственного надзора по республика Южного федерального округа (далее - орган надзора) 08.08.2008 г. в адрес ОАО
“Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа“ (далее - общество) было направлено требование N 16-46231 о представлении документов и сведений из 11 позиций для осуществления мероприятий по государственному контролю и надзору, в котором был установлен срок исполнения, составляющий пять дней с момента получения требования.

Общество 27.08.2008 г. сообщило, что уполномоченным в обеспечении условий, необходимых для проведения проверок с правом подписания протоколов, измерений, испытаний, анализов и справок является заместитель главного инженера по эксплуатации и ремонту Северо-Осетинского филиала общества Россихин М.И. К письму были приложены документы, кроме указанных в п. п. 7-10 требования. Впоследствии, при проведении проверки они были представлены Россихиным М.И. После проведенной проверки возникла необходимость в изучении дополнительных документов.

Орган надзора 06.10.2008 г. в адрес Россихина М.И. направил требование N 16-46/311 о предоставлении документов и сведений для проведения мероприятий по государственному контролю и надзору: копии планов-графиков проведения периодического контроля качества электрической энергии за 2007 г. и информацию об их исполнении по РСО-А, копии свидетельств о поверке средств измерений, применяемых в подстанциях, всего по 41 позиции. В соответствии с требованием документы в орган надзора должны были быть представлены в срок до 10.10.2008 г.

06.10.2008 г. Россихину М.И. требование было вручено, которое было частично исполнено. Данное обстоятельство подтверждается письмом от 13.10.2008 г. N 16-46/171, согласно которому были представлены копии свидетельств о поверке трансформаторов тока и напряжения по 18 позициям.

В связи с неисполнением требования N 16-46/311 от 06.10.2008 г. в полном объеме орган надзора 16.10.2008 г. направил в адрес общества телеграмму с уведомлением о вызове представителя общества для составления протокола об административном правонарушении 20.10.2008 г. в 14 час.
Телеграмма адресату была доставлена, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы от 17.10.2008 г.

Органом надзора 20.10.2008 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Исходя из содержания протокола, общество 10.10.2008 г. совершило правонарушение, выразившееся в уклонении от представления документов и сведений, определенных требованием N 16-46/311 от 06.10.2008 г., необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, в частности, копии свидетельства о поверке средств измерений.

Считая действия общества незаконными, орган надзора обратился в Арбитражный суд РСО-А с заявлением о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2008 в удовлетворении требования Территориального отдела государственного надзора по республикам ЮФО (Отдел госнадзора республик ЮФО) РСО-Алания о привлечении ОАО “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа“ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что органом надзора право требования было обращено к должностному лицу филиала общества, который не исполнил его в полном объеме, а административное производство возбуждено в отношении общества. В отношении общества в качестве доказательств, подтверждающих факт уклонения от представления документов, в материалах дела имеется только протокол об административном правонарушении от 20.10.2008 г. N 16-39/41. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 г. N 10 наличие одного протокола недостаточно для рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности Общества и влечет принятия судом решения об отказе в удовлетворении
требования органа надзора о привлечении к административной ответственности. Доказательство о направлении требования N 16-46/311 в адрес юридического лица суду не представлено. Неисполнение требования, направленного в адрес должностного лица филиала общества, не может служить основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2008, Южное межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, считая, что управлением соблюдены все требования привлечения к административной ответственности. Общество назначило представителем Россихина М.И., в адрес которого и было направлено требование о представлении документов и сведений от 06.10.2008 года N 16-46/311 на основании доверенности N 321.

Действия работника юридического лица, получившего требование о представлении документов и сведений, необходимых для проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридического лица, не сообщившего руководству организации о данном факте, в соответствии со сложившейся судебной практикой, может трактоваться как злоупотребление правом и надлежащим уведомлением юридического лица о проведении проверки.

После неисполнения требования от 06.10.2008 года в адрес общества была направлена телеграмма с уведомлением о вызове представителя ОАО “МРСК Северного Кавказа“ для составления протокола об административном правонарушении, но законный представитель не явился.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса, образует нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Обратившись с заявлением о привлечении к административной ответственности, орган надзора посчитал, что общество не исполнило в полном объеме требование о представлении документов или сведений.

Суд первой инстанции, отказывая в привлечении общества к административной ответственности, обоснованно исходил из того, что органом надзора право требования было обращено к должностному лицу филиала общества, а административное производство возбуждено в отношении общества.

Из материалов дела следует, что требование органа надзора N 16-46/311 от 06.10.08 г. о предоставлении необходимых для осуществления государственного контроля и надзора документов было вручено Россихину М.И., который частично его исполнил.

Юридическому лицу - ОАО “Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа“ (органу, уполномоченному действовать без доверенности от имени общества) требование N 16-46/311 от 06.10.08 г. не вручалось и не направлялось. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Исходя из содержания доверенности, выданной на имя заместителя главного инженера по эксплуатации и ремонту Северо-Осетинского филиала Общества Россихина М.И., последний вправе представляет интересы общества при проведении органом надзора мероприятий по контролю и надзору, подписывать и получать на руки материалы результатов проверок,
принимать участие в административном производстве при рассмотрении дела об административном правонарушении. Указанной доверенностью не предусмотрены полномочия Россихина М.И. по получению требований или иных предписаний от имени общества.

Из содержания письма ОАО “Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа“ N 01/1121 от 27.08.08 г. также не усматривается наличие у Россихина М.И. полномочий по получению требований или иных предписаний компетентных органов от имени общества.

Должностное лицо - главный инженер по эксплуатации и ремонту Северо-Осетинского филиала ОАО “Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа“ Россихин М.И. был уполномочен обществом на предоставление документов по требованию N 16-46/231. Поэтому орган надзора дополнительную информацию должен был истребовать у юридического лица, а для этого направить требование именно обществу.

Неисполнение требования, направленного в адрес должностного лица филиала общества, не может служить основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в материалах дела кроме протокола об административном правонарушении от 20.10.2008 г. N 16-39/41 в отношении общества отсутствуют иные доказательства подтверждающих факт уклонения общества от представления документов, тогда как наличие только одного протокола (при отсутствии иных доказательств) для признания доводов органа надзора обоснованными, является недостаточным.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268
- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2008 по делу N А61-1643/08-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

А.П.БАКАНОВ

Н.В.ВИНОКУРОВА