Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2008 по делу N А51-4016/2008-39-104 Требование налогового органа о предоставлении документов признано незаконным, поскольку запрошенные налоговым органом при проведении камеральной проверки документы не относятся к документам, подтверждающим право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июня 2008 г. по делу N А51-4016/2008-39-104

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2008 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения “Администрация морского порта Восточный“

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке

о признании частично недействительным требования от 19.03.2008 N 14-41/1469/07035,

установил:

Федеральное государственное учреждение “Администрация морского порта Восточный“ (далее по тексту - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 19.03.2008 N 14-41/1469/07035 о предоставлении документов (информации).

В предварительном судебном заседании заявитель
уточнил, что оспаривает требование налогового органа частично, в том числе: в части истребования документов и информации по пунктам 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 23, 24.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что запрошенные по указанным пунктам документы и информация не относятся к документам, подтверждающим обоснованность заявленных вычетов, а, значит, в силу статей 88, 171, 172 НК РФ у инспекции отсутствовали основания для их истребования.

С учетом изложенного налогоплательщик считает, что поскольку налоговый орган запросил у него документы, которые он в силу законодательства о налогах и сборах представлять не обязан, то требование инспекции в указанной части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.

Инспекция требования заявителя не признает, считает, что все, перечисленные в оспариваемом требовании, документы тем или иным образом подтверждают обоснованность предъявления налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета, в связи с чем ее требование соответствует закону.

По мнению налогового органа, статья 172 НК РФ не предусматривает закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты, который инспекция может запросить при проведении камеральной проверки. Кроме того, по общему смыслу статей 31 и 93 НК РФ у нее есть право запрашивать любые документы, которые обосновывают правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

21 января 2008 года учреждением была представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.

В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекция в порядке статей 31, 88, 93 НК РФ направила в адрес налогоплательщика требование N 14-41/1469/07035 от 19.03.2008 о предоставлении на проверку документов и
информации.

В ответ на требование учреждение представило часть запрошенных документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки за декабрь 2007 года, и письмом N 4/225 от 04.04.2008 объяснило причины непредставления оставшихся документов.

Полагая, что требование налогового органа в части истребования документов и информации по пунктам 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 23, 24 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа.

Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Исключение из данного правила применительно к проверке декларации по НДС установлено только пунктом 8 статьи 88 НК РФ, в силу которой налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Следовательно, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных статьей 88 НК РФ.

Данная позиция поддерживается и Министерством финансов России, что следует из письма
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2008 N 03-02-07/1-125.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, требованием от 19.03.2008 N 14-41/1469/07035 для проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за декабрь 2007 года инспекция запросила у налогоплательщика следующие документы:

1) приказ об учетной политике на 2007 год;

2) книги покупок и продаж;

3) журналы учета выписанных покупателям и полученных от поставщиков счетов-фактур;

4) счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам);

5) счета-фактуры по реализованным товарам (работам, услугам);

6) ведомости складского учета поступления и убытия товаров, товарно-транспортные накладные на отгруженные товары;

7) договора с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;

8) платежные документы по движению денежных средств на расчетных счетах в банках и кассе предприятия;

9) сводную оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухгалтерского учета за декабрь 2007 года;

10) регистры бухгалтерского учета, оборотно-сальдовые ведомости, карточки анализа по счету 01, 02, 03, 04, 05, 07, 08, 10, 19, 20, 23, 26, 40, 41, 42, 44, 50, 51, 52, 60, 62, 63, 68, 71, 76, 79, 90, 91, 97, 98, 99;

11) документы, подтверждающие принятие на учет поступивших в декабре 2007 года товаров (работ, услуг);

12) карточки и расшифровки бухгалтерских счетов 01, 03, 04, 07, 08, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44, 90, 91, 94, 97, 98, 99;

13) документы, подтверждающие ведение раздельного учета сумм выручки по облагаемым и необлагаемым операциям;

14) пояснения и доказательства того, что приобретенные в декабре 2007 года товары (работы, услуги), по которым НДС включен в налоговые вычеты, учреждение использовало по облагаемым операциям;

15) пояснения и расшифровку общей величины совокупных расходов на производство по облагаемым и необлагаемым операциям;

16) документы и доказательства ведения учреждением
раздельного учета;

17) аналитические карточки бухгалтерского счета 60 в разрезе каждого поставщика;

18) документы об осуществлении товарообменных операций;

19) аналитические карточки бухгалтерского счета 62 в разрезе каждого покупателя;

20) расшифровка движения денежных средств на счетах в банках и кассе учреждения и аналитические карточки по движению денежных средств;

21) акты сверки взаиморасчетов с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками);

22) ведомости реализации товаров (работ, услуг) акты выполненных работ;

23) список дебиторов и кредиторов по состоянию на 01.12.2007;

24) копии лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности;

25) пояснение о причинах превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммами налога от реализации в декларации за декабрь 2007 года.

Принимая во внимание, что документами, подтверждающими правомерность заявленных налоговых вычетов по НДС, в силу статьи 172 НК РФ являются счета-фактуры, а также документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, суд приходит к выводу, что документы и информация по пунктам 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 23, 24 указанного требования не относятся к документам, которые согласно статье 172 НК РФ подтверждают правомерность налоговых вычетов по НДС.

Соответственно, у налогового органа отсутствовали основания для их истребования у налогоплательщика.

При таких обстоятельствах требование инспекции от 19.03.2008 N 14-41/1469/07035 в указанной части не соответствует статье 88 НК РФ и нарушает права и законные интересы учреждения.

Довод налогового органа о том, что его право на истребование указанных документов и пояснений вытекает из общего смысла статей 31 и 93 НК РФ, судом отклоняется как необоснованный, поскольку положения статьи 88 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, установили
ограничения по истребованию документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС.

Ссылка инспекции на то, что статья 172 НК РФ не устанавливает перечень документов, который налоговый орган может запросить, судом не принимается, поскольку в силу статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки налоговым органом могут быть истребованы документы только в определенных случаях. Истребование документов в иных случаях является неправомерным, а иное толкование данной нормы - расширительным и недопустимым.

Подводя итог изложенному, суд считает, что требование заявителя о признании частично недействительным требования налогового органа о предоставлении документов (информации) является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме подлежат взысканию с инспекции в пользу учреждения.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке от 19.03.2008 N 14-41/1469/07035 “О предоставлении документов (информации)“ в части пунктов 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 23, 24 как не соответствующее части 1 Налогового кодекса РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке, расположенной по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, 9, в пользу Федерального государственного учреждения “Администрация морского порта Восточный“ государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленные законом срок и порядке.