Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 N 09АП-17341/2007-АК по делу N А40-36977/07-84-230 Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2008 г. N 09АП-17341/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2008

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2008, а не 08.02.2006.

Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2006

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Д.

судей Ц., З.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления МЧС России по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2007 г. по делу N А40-36977/07-84-230 (судья Б.)

по заявлению Главного Управления МЧС России по г. Москве к 1. ГУ ВПО “Московский университет Министерства внутренних дел РФ“; 2. ФАУФИ (Росимущество), о признании незаконным распоряжения

при участии:

от заявителя
- М. по дов. от 29.01.2008, уд-ние N 59691; А.С.А. по дов. от 10.01.2008, уд-ние N 61206;

от ответчиков: 1. Г. по дов. от 10.01.2008, А.С.И. по дов. от 01.01.2008, уд-ние N 003377.

установил:

Главное управление МЧС России по г. Москве заявило требования о признании недействительным Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее Росимущество) от 07.06.2006 г. N 1805-р “О предоставлении на праве оперативного управления Государственному учреждению высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел РФ“ здания пожарного депо площадью 4079.1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 102“, о признании за Главным управлением МЧС России по г. Москве права оперативного управления на здание пожарного депо площадью 4079,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 102.

Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявления в части признания недействительным распоряжения Росимущества от 07.06.2006 г. N 1805-р, в остальной части производство по делу прекратил в связи с отказом заявителя от иска, о чем свидетельствует решение от 02.11.2007 г.

При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что заявитель не доказал факта передачи и закрепления за ним спорного объекта недвижимости на праве оперативного управления, в связи с чем права и законные интересы заявителя оспариваемым распоряжением не нарушаются. Суд пришел к выводу о том, что спорный объект недвижимости относится к федеральной собственности, собственник - Росимущество в пределах своих полномочий распорядилось объектом недвижимости, закрепив его на праве оперативного управления за ГУ ВПО “Московский университет МВД РФ“.

С решением суда не согласилось Главное Управление МЧС России по г. Москве (далее ГУ МЧС) по обстоятельствам,
изложенным в апелляционной жалобе. Жалоба мотивирована тем, что спорный объект учитывается на балансе ГУ МЧС, закреплено на праве оперативного управления как “Пожарное Депо“, имеет целевое назначение, которое не изымалось Росимуществом в установленном законом порядке. Передача спорного объекта второму ответчику не согласовывалось с МЧС России. Представитель пояснила, что в нарушение статьи 11 ФЗ “О пожарной безопасности“ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) без согласия заявителя целевое назначение изменено фактом передачи спорного объекта недвижимости учебному учреждению.

Представители Росимущество и ГУ ВПО “Московский университет МФД России“ с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят в ее удовлетворении отказать, по обстоятельствам, изложенным в отзывах на жалобу, считают решение суда законным и обоснованным.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права по следующим основаниям.

Из оспариваемого распоряжения N 1805-р от 07.06.06 г. Росимущества “О закреплении недвижимого имущества за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (т. 1 л.д. 40) следует, что Росимущество закрепило на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации“, здание, расположенное по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 102, обязало представить на утверждение акт приема-передачи имущества, указанного в п. 1 данного Распоряжения в срок до 01.07.06 г., обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ и права оперативного управления на настоящее федеральное недвижимое имущество в срок
до 01.09.06 г., обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.

В качестве основания для принятия оспариваемого распоряжения приведены нормы ст. ст. 125, 214, 296, 299 ГК РФ, Постановление Правительства РФ N 691 от 27.11.04 г. “О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом“, обращения МВД РФ от 24.04.06 г. N 21/9/2669 и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации“ от 22.05.06 г. N 43/1/1495.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявления ответчиков о пропуске заявителем срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что срок обращения в судебном порядке об оспаривании распоряжения заявителем не пропущен.

Ссылка представителей ответчиков на письмо ГУ ВПО “Московский университет МВД РФ“ от 16.06.2006 г. N 43/1/1822 (т. 1 л.д. 54), из которого следует, что в адрес ГУ МЧС в качестве приложения направлено оспариваемое распоряжение нельзя признать как факт осведомленности заявителя о нарушении его прав и законных интересов.

Из материалов дела следует, что заявителем по указанному факту направлен запрос в Теруправление Росимущества. Письмом от 19.07.2006 г. N 30/9/7828 заявителю сообщено, что сведения о здании 13 Пожарной части, находящегося на балансе Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве, закрепленном за Университетом оспариваемом распоряжением в реестре федерального имущества отсутствуют.

Таким образом, ссылка представителя 2-го ответчика на письмо от 16.06.2006 г. N 43/1/1822 обоснованно отклонено судом, поскольку исходило не от Росимущества, а сведения, изложенные в приложении к настоящему письму не подтвердились.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных
интересов только 03.05.07 г. из официального сообщения ТУ ФАУФИ по г. Москве, а именно: письма Территориального управления ФАУФИ по г. Москве от 03.05.07 г. N 30-9/5135 (т. 1 л.д. 7, т.е. на дату - 26.07.2007 г. - обращения в арбитражный суд заявителем соблюден 3-месячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости построен за счет средств бюджета и имеет целевое назначение - для использования в целях осуществления пожарной деятельности, пожарной безопасности.

Так, из распоряжения исполкома Моссовета N 2040 от 04.07.62 г. (т. 1 л.д. 9) следует, что Управлению пожарной охраны УВД Мосгорисполкома был отведен земельный участок под строительство пожарного депо на 6 автомашин.

Актом Управления регулирования застройки и отвода земель Исполкома Моссовета N 664/23-т от 08.04.67 г. было предоставлено право Управлению охраны общественного порядка Мосгорисполкома на капитальное строительство 5-ти этажного здания “Пожарного депо“ на земельном участке в поселке Вагоноремонт по Дмитровскому шоссе, Тимирязевского района г. Москвы, разрешением Управления государственного архитектурно-строительного контроля исполкома Моссовета N 07728 в соответствии с проектным заданием 5-этажное здание “Пожарного депо“ было принято в эксплуатацию (т. 1 л.д. 9 - 14).

Из сметы N 63/11530 индивидуального проекта “Пожарного депо“, расположенного по Дмитровскому пр. (т. 1 л.д. 144 - 149) следует, что утверждена стоимость объекта недвижимости, правообладателем которого является Управление пожарной охраны УВД МГИК.

В соответствии с приказом Главного Управления внутренних дел Управления государственной противопожарной службы от 06.05.1996 г. N 92 “О передаче личного состава, пожарной техники и материальных ценностей в связи с реорганизацией“, с приказом ОГПС САО УГПС ГУВД г. Москвы от 07.06.1996 г.
N 2 “О приеме личного состава, автотехники и материальных ценностей в связи с реорганизацией“, а также Акта приемки-передачи автотехники, зданий (сооружений) и материально-технических ценностей от 21.06.1996 г., вч 5103 передано с баланса, а УГПС САО ГУВД г. Москвы принято на баланс имущество, объекты недвижимости, в том числе “Пожарное депо 13 роты“, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 102. При этом переданы 3 инвентарные карточки учета объекта недвижимости, технический паспорт на спорный объект недвижимости, экспликации, справка о наличии уборочной площадки, план земельного участка, поэтажные планы, тех. отчет испытания сопротивления изоляции.

Из технического паспорта на домовладение N 102 по Дмитровскому шоссе (“Пожарное депо“) поэтажный план (т. 2 л.д. 1 - 17) следует, что в технических документах правообладателем спорного объекта недвижимости зарегистрировано Управление внутренних дел г. Москвы.

На основании распоряжения Префекта САО г. Москвы от 25.06.1996 г. N 1134-р МКЗ “Об установлении права пользования земельным участком Управлению государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (войсковая часть 5116) во владении 102 по Дмитровскому шоссе“ с Управлением государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел г. Москвы заключен договор аренды N М-09-006953 от 10.10.1996 г. (т. 1 л.д. 34 - 39) земельного участка, площадью 11000 кв. м сроком действия - 25 лет.

Согласно статье 5 Закона о пожарной безопасности (в первоначальной редакции) государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Государственная противопожарная служба включает в себя: федеральный орган управления; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные подразделения и их органы управления; территориальные
органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.

Из п. 1 Указа Президента Российской Федерации “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности“ от 09.11.2001 N 1309 (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) следует, что решено преобразовать до 01.01.2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 01.10.2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Из п. 2 настоящего Указа следует, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Поскольку из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости имеет целевое назначение, предназначено для целей пожарной безопасности, находился на балансе УГПС САО ГУВД г. Москвы согласно акту приема-передачи от 21.06.1996 г., следовательно на основании п. 1 Указа Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 спорный объект недвижимости вошел в состав имущества - основных средств преобразованной Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являющейся правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и учитывается на балансе.

Факт учета спорного объекта недвижимости на балансе заявителя подтверждается балансом на 2001 г., инвентарной карточкой учета основных средств N
3 за 01.04.07 г., (том 1-й л.д. 142 - 149) и другими материалами дела.

Из акта проверки фактического использования спорного объекта недвижимости от 19.09.2007 г. (т. 4 л.д. 15 - 22), составленного комиссией Теруправления Росимущества следует, что комиссия установила при строительстве спорного объекта целевое его назначение - для обеспечения пожарной безопасности. Управления пожарной безопасности Управления внутренних дел Мосгорисполкома под застройку предоставлен земельный участок, объект введен в эксплуатацию, имеет площадь 4079,1 кв. м. Комиссия установила, что часть спорного здания - 2972 кв. м - занимает Московский университет МВД России, а площадь 1101,1 кв. м - размещается Пожарная часть заявителя.

Заявитель несет бремя расходов по содержанию спорного объекта недвижимости, что подтверждается платежными поручениями, счетами, подтверждающие факт оплаты услуг, а также приложение к договору N 65/11580 договору и иные доказательства в подтверждение факта оплаты коммунальных услуг в связи использованием спорного нежилого помещения заявителем.

Следовательно, материалами дела подтвержден факт передачи спорного объекта недвижимости в установленном законом порядке, в связи с чем, в силу положений статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления ГУ МЧС России по г. Москве возникло с момента передачи имущества.

Суд первой инстанции ошибочно не дал надлежащий правовой анализ приведенным выше доказательствам, неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию ошибочного решения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, а не пункт 4.

В нарушение п. 4 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации Росимущество распорядилось спорным имуществом, обремененным вещным правом заявителя, без согласования с ним факта изъятия спорного имущества, без согласования факта изъятия с Главным управлением
МЧС России, наделенным правом управления закрепленным государственным имуществом в силу подпункта 6 раздела IV Положения о нем, утв. Приказом МЧС России (т. 1 л.д. 21), что является основанием для признания, оспариваемого распоряжения недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя.

Из оспариваемого распоряжения следует, что одним из оснований для передачи в оперативное управление ГУ ВПО “Московский университет“ МВД РФ всего здания площадью 4079,1 кв. м явились обращения МВД России от 24.04.2006 N 21/9/2669 и ГУ ВПО “Московский университет МВД России от 22.05.2006 г. N 43/1/1495.

Однако из письма от 24.04.2006 г. N 21/9/2669 Министерство внутренних дел согласовало передачу в оперативное управление меньшей площади в размере 2400 кв. м, т.е. части спорного здания (т. 2 л.д. 21).

Из письма от 22.05.2006 г. N 43/1/1/1495 (т. 2 л.д. 37) следует, что ГУ ВПО “Московский университет“ МВД России следует, что спорное здание состоит на балансе ГУ МЧС России по г. Москве, при этом указывало, что первый этаж подлежит передаче в безвозмездное пользование ГУ МЧС России г. Москвы.

Таким образом, Росимущество вопреки согласованию передачи части здания в размере 2400 кв. м передало все здания ГУ ВПО “Московский университет МВД России“, площадью 4079,1 кв. м.

Факт государственной регистрации оперативного управления на спорное здание, площадью 4079,1 кв. м ГУ ВПО “Московский университет МВД России подтверждается свидетельством о регистрации права от 12.01.2007 г. (т. 1 л.д. 45), произведенного на основании оспариваемого распоряжения.

Доводы представителя ГУ ВПО “Московский университет МВД России (далее Московский университет), представителя Росимущества о том, что частью спорного здания длительное время (более 24 лет) на законном основании пользуется Московский университет, в том
числе на основании договора N 27 от 01.01.2004 г. (т. 2 л.д. 24), сроком действия 1 год, нельзя признать состоятельными.

В силу положений ст. 11 ФЗ “О пожарной безопасности“ N 69-ФЗ в прежней редакции, следует, что целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.

Принимая во внимание, что спорный объект недвижимости имеет целевое назначение с момента его ввода в эксплуатацию, т.е. с 1972 г., без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти изменять целевое назначение имущества пожарной охраны в силу прямого указания закона запрещено.

С учетом изменений и дополнений законодательства, регулирующего вопросы управления государственным имуществом пожарной охраны полномочия эти вопросы переданы в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. N 868, Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. N 1309, а также Приказ МЧС РФ от 06.08.2004 г. N 372, которым утверждено Положение о Территориальном органе МЧС России (подпункт 6 раздела IV Положения).

Из оспариваемого распоряжения следует, что вопрос изъятия спорного объекта недвижимости с уполномоченным органом МЧС России не согласован, Росимущество не предпринимало действий по изъятию спорного имущества у заявителя, передала в оперативное управление другому лицу имущество, обремененное правами заявителя, что противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах ссылки представителя Росимущества на Положение о Федеральном агентстве по управлению Федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 691 от 27.11.04 г. “О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом“ N 21/9/2669 от 24.04.06 г. нельзя признать состоятельными.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наступлении условий, предусмотренных ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для признания недействительным оспариваемого распоряжения, в связи с чем, решение суда подлежит изменению, с учетом обжалования в порядке апелляционного производства решения в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 07.06.06 г. N 1805-р.

Расходы по оплате государственной пошлины с учетом рассмотрения дела в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции подлежит возложению на орган, принявший оспариваемый акт, не соответствующий законодательству, нарушающий права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-36977/07-84-230 от 02.11.2007 г. изменить.

Признать недействительным распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 07.06.2006 г. N 1085-р “О закреплении недвижимого имущества за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации“ о предоставлении на праве оперативного управления Государственному учреждению высшего профессионального образования “Московский университет Министерства внутренних дел РФ“ здания пожарного депо площадью 4079,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 102.

Взыскать с Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей.

В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2007 г. по делу N А40-36977/07-84-230 оставить без изменения.