Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 N 09АП-18304/2007-АК по делу N А40-39462/07-114-251 Заявление о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа удовлетворено правомерно, поскольку ответчиком пропущен срок для его выставления и для принятия решения на бесспорное взыскание, а также у налогового органа отсутствовали полномочия на взыскание пеней в силу прямого указания закона.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2008 г. N 09АП-18304/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 21.01.2008 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Р.,

судей С.М.С., Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ф.

при участии от заявителя - Щ. по дов. N 71юр-Д/3 от 25.07.2007 г., Т. по дов. б/н от 09.01.2008 г.;

от заинтересованного лица - Л. по дов. N 05-26/08 от 09.01.2008 г.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2007 г. по делу N А40-39462/07-114-251, принятое судьей С.Е.В., по заявлению ОАО “Московский ордена
Трудового Знамени завод автотракторного электрооборудования N 1“ (ОАО “АТЭ-1“) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве о признании недействительными решения от 27.07.2007 г. N 38400 в части, требования от 22.06.2007 г. N 30545 в части, не подлежащим исполнению инкассового поручения от 27.07.2007 г. N 38423,

установил:

Открытое акционерное общество “Московский ордена Трудового Знамени завод автотракторного электрооборудования N 1“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве о признании недействительными требования N 30545 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2007 г. в части суммы 17 387 683 руб., решения от 27.07.2007 г. N 38400 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“ в части суммы 6 007 332,03 руб., а также о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 27.07.2007 г. N 38423.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2007 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать налогоплательщику в удовлетворении требований, указывая на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве выставлено в адрес ОАО “АТЭ-1“ требование N 30545 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2007 г., в соответствии с которым заявителю в срок до 02.07.2007 г. предложено уплатить пени по взносам в ПФР в размере 17 387 683 руб. по установленному сроку уплаты 22.06.2007 г.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Однако как правильно установил суд первой инстанции, из оспариваемого требования N 30545 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2007 г. невозможно установить, на какую сумму недоимки по страховым взносам, за какой период, по каким ставкам налоговым органом начислены пени. В связи с чем не представляется возможным проверить обоснованность начисления пеней.

Кроме того, в указанном требовании не указано,
что оно выставлено в рамках акта проверки либо решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Налоговый орган в жалобе ссылается на то, что в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки на выставление требований не являются пресекательными, связи с чем сроки на выставление требования инспекцией не нарушены.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод инспекции по следующим основаниям.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации именно с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога (пени) начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Взыскание налога (пени) - длящийся процесс. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (пени) с предложением в установленный срок уплатить указанную в требовании сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган указывает в жалобе, что сумма пеней, указанная налоговым органом в требовании от 22.06.2007 г. N 30545 сформировалась у налогоплательщика за период с 01.01.2001 г. по 18.01.2002 г., то есть на дату принятия решения от 18.01.2002 г. N 699/01 по проведению реструктуризации задолженности.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, направляя налогоплательщику в 2007 году требование на уплату пени по страховым взносам в ПФР, налоговый орган искусственно восстанавливает сроки на принудительное взыскание, что является недопустимым.

При этом инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих правомерность начисления пеней на задолженность по страховым взносам в размере 6 077 332,03 руб., т.к. ни карта расчета пеней,
ни акт сверки, составленный налоговым органом в одностороннем порядке, такими доказательствами в силу требований ст. ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются.

Кроме того, налоговый орган не смог указать, каким именно образом сформировалась задолженность в размере 17 387 683 руб., указанная в требовании от 22.06.2007 г. N 30545, и чем она подтверждается.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности и необоснованности требования от 22.06.2007 г. N 30545 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве 27.07.2007 г. принято решение N 38400 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, в соответствии с которым с ОАО “АТЭ-1“ подлежат взысканию пени в размере 6 012 941,60 руб. в пределах сумм, указанных в требованиях от 22.06.2007 г. N 30469, 30545, а также выставлено инкассовое поручение от 27.07.2007 г. N 38423.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, инспекция в силу прямого указания закона полномочна взыскивать
с налогоплательщика недоимку по пени по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2001 г.

Пени на страховые взносы, начисленные предприятию после 01.01.2001 г., налоговым органом взыскиваться не могут в связи со следующим.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ имеет дату 15.12.2001, а не 05.12.2001.

В соответствии с нормами ст. 25 Федерального закона от 05.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В соответствии с п. 3 ст. 25 вышеуказанного Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 настоящего Федерального закона.

В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в судебном порядке.

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю по месту его учета требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что у Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве не было законных оснований как для направления в адрес ОАО “АТЭ-1“ требования от 22.06.2007 г. N 30545 на уплату пеней по страховым взносам по сроку уплаты 22.06.2007 г., так и для вынесения оспариваемого решения от 27.07.2007 г. N 38400 и выставления на счет предприятия инкассового поручения от 27.07.2007 г. N 38423.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отношении взыскания задолженности по пеням, образовавшимся по состоянию на 01.01.2001 г., налоговым органом пропущен срок для выставления налогоплательщику требования и для принятия решения на бесспорное взыскание, а также в отношении взыскания задолженности по пеням, образовавшимся после 01.01.2001 г., у налогового органа отсутствовали полномочия на такое взыскание в силу прямого указания закона.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему
законодательству, нормы права не нарушены и применены правильно, в связи с чем, отмене не подлежит.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, однако, они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2007 г. по делу N А40-39462/07-114-251 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.