Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2008 по делу N А51-12879/2007-14-477/24 Если при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильной дороге превышена предельно допустимая нагрузка на ось, владелец транспортного средства обязан внести плату за провоз тяжеловесных грузов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2008 г. по делу N А51-12879/2007-14-477/24

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2008. Полный текст решения изготовлен 14.04.2008.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента дорожного хозяйства Приморского края

к ОАО “Автомобилист“

о взыскании 15 339 рублей,

установил:

Департамент дорожного хозяйства Администрации ПК обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО “Автомобилист“ о взыскании 15 339 рублей платы за провоз тяжеловесных грузов.

Судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении его наименования: Департамент дорожного хозяйства Приморского края.

Ответчик в заседание суда не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, письменного отзыва на иск не представил, в связи
с чем, дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 19 ноября 2004 года на пункте весового контроля “Октябрьский“, расположенном на 37 км автомобильной дороги “Галенки - Новогеоргиевка“ выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов грузовым автомобилем марки “Камаз-54112“ с регистрационным номером Т 008 УА с прицепом 1402 ПК, принадлежащем ОАО “Автомобилист“, при общей массе транспортного средства 40,20 тонны, осуществлял перевозку без специального разрешения.

Нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов выявлено работниками ПВК “Октябрьский“, транспортное средство взвешено работниками весового контроля на поверенных и признанных пригодными к применению весах автомобильных электронных ВА-15, заводской номер 189/190, принадлежащих истцу, согласно свидетельства о поверке весов N 002091, выданного ФГУ “Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации“ 15.06.04, действительное до 15.06.05 г.

О превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось составлен акт N 558 от 19.11.2004 года.

На основании акта N 558, работниками ПВК составлен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов N 4/1749 в размере 8 098 рублей.

Также, 19.11.2004 на том же пункте весового контроля выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов грузовым автомобилем марки “Камаз 54111“ с регистрационным номером У 888 УТ с прицепом 1106 ПК, принадлежащем ОАО “Автомобилист“, при общей массе транспортного средства 43,85 тонны, осуществлял перевозку без специального разрешения.

Нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов выявлено работниками ПВК “Октябрьский“, транспортное средство взвешено работниками весового контроля на поверенных и признанных пригодными к применению весах автомобильных электронных ВА-15, заводской номер 189/190, принадлежащих истцу, согласно свидетельства о поверке весов N 002091, выданного ФГУ “Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации“ 15.06.04, действительное до 15.06.05 г.

О превышении
транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось составлен акт N 559 от 19.11.2004 года.

На основании акта N 559, работниками ПВК составлен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов N 4/1750 в размере 7 241 рубля.

В добровольном порядке ОАО “Автомобилист“ плату за провоз тяжеловесных грузов не произвело, что послужило основанием для обращения Департамента дорожного хозяйства Приморского края в арбитражный суд с иском о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные документы, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.1995 N 962 “О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования“, Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ и зарегистрированной Министерством юстиции РФ 08.08.1996 за N 1146, и Положению о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденному 30.04.1997 Министерством транспорта Российской Федерации, установлен порядок перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов, а также размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для наступления деликтной ответственности необходим состав правонарушения.

В данном случае факт нарушения предельно допустимых нагрузок подтверждается актами о превышении транспортными средствами установленных ограничений по массе и (или нагрузке на ось), протоколами весового контроля, подписанными водителями Д. и С. без замечаний и возражений.

Размер ущерба подтверждается расчетом платы за провоз
тяжеловесных грузов. Причинно-следственная связь между нарушением правил перевозки тяжеловесных грузов и причиненным ущербом заключается в том, что сверхнормативное воздействие (превышение по автомашине марки “Камаз-54112“ с регистрационным номером У 088 УА вместо 38 тонн допустимых по общей массе - 40,20 тонны по группе А:

вместо 8 тонн по второй, третьей, четвертой и пятой осям - 8,30 тонн, 8,45 тонн, 9,40 тонн и 9,45 тонн соответственно;

вместо допустимых по общей массе 28,5 тонн - 40,20 тонн по группе Б:

вместо 5,5 тонн по второй, третьей, четвертой и пятой осям - 8,30 тонн, 8,45 тонн, 9,40 тонн и 9,45 тонн соответственно;

по автомашине марки “Камаз-54111“ с регистрационным номером У 888 УТ вместо 38 тонн допустимых по общей массе - 43,85 тонны по группе А:

вместо 8 тонн по второй и третьей осям - 9,85 тонн и 10,05 тонн соответственно;

вместо допустимых по общей массе 28,5 тонн - 43,85 тонн по группе Б:

вместо 5,5 тонн по второй и третьей осям - 9,85 тонн и 10,05 тонн соответственно;

вместо 5 тонн по четвертой, пятой и шестой осям - 6,35 тонн, 6,40 тонн и 6,55 тонн соответственно причиняет большее разрушение дорожному полотну, чем обычная его эксплуатация.

Пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ предусмотрено, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании.

Аналогичное правило закреплено п. 1.6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, согласно которому плата взимается с владельцев или пользователей транспортных средств.

Принадлежность транспортных средств ответчику доказана истцом и подтверждена ответчиком в письменном
отзыве на иск.

Судом, исходя из представленных в деле доказательств, в том числе из протоколов весового контроля и актов о превышении транспортными средствами установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, подписанных водителями ответчика Д. и С. без замечаний и возражений, в том числе, и в отношении маршрута следования транспортного средства, установлено, что на автомобилях, принадлежащих ОАО “Автомобилист“ на праве пользования, осуществлялись перевозки тяжеловесного груза по автомобильной дороге с превышением допустимой осевой нагрузки, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению в силу статьи 1079 ГК РФ в заявленной сумме - 15 339 рублей.

Расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с ОАО “Автомобилист“ в пользу Департамента дорожного хозяйства Приморского края 15 339 (пятнадцать тысяч триста тридцать девять) рублей ущерба;

в доход федерального бюджета 613 (шестьсот тринадцать) рублей 56 копеек госпошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.