Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2008 по делу N А82-14308/2007-56 Заявление об обязании исполнить решение комиссии по землепользованию и застройке на территории муниципального района о продаже земельного участка удовлетворено правомерно, так как данный отказ лишает заявителя права на приобретение в собственность спорного земельного участка, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2008 г. по делу N А82-14308/2007-56

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шишкиной Е.Н.,

судей Князевой Г.А., Кислицына Е.Г.

при участии представителей

от заявителя: Пазухина Д.А. (решение общего собрания от 25.02.2005 N 1),

от заинтересованного лица: Танцевой В.А. по доверенности от 02.08.2007

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.05.2008

по делу N А82-14308/2007-56,

принятое судьей Стройковой М.А.,

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива “Прогресс“

к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области

об обязании исполнить решение комиссии

и

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Прогресс“ (далее - СПК “Прогресс“, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с
заявлением к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) об обязании исполнить решение комиссии по землепользованию и застройке на территории Рыбинского муниципального района.

Заявленное требование основано на пункте 1 статьи 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-З “Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области“ (далее - Закон об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области) и мотивировано тем, что письмо Администрации от 09.11.2007 N 20-272/126-2007, в котором указано, что вопрос о выкупе земельного участка остается нерешенным, расценивается истцом как отказ от исполнения решения комиссии по землепользованию и застройке на территории Рыбинского муниципального района (далее - Комиссия).

Решением от 26.05.2008 Арбитражного суда Ярославской области заявленное требование удовлетворено. При разрешении спора суд исходил из того, что отказ Администрации в исполнении решения Комиссии лишает истца права, предоставленного ему пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), пунктом 3 статьи 6.1 Закона об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области на приобретение в собственность спорного земельного участка, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Не согласившись с решением, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в связи с несоответствием вывода суда фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя сводятся к
следующему. В результате проведенного Территориальным отделом управления Роснедвижимости обследования от 16.04.2008 установлено, что часть спорного земельного участка площадью 795 гектаров из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения занята лесными площадями, следовательно, спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, поэтому неисполнение Администрацией решения Комиссии по продаже земельного участка за 1,5 процента от кадастровой стоимости является правомерным, так как по такой цене приобретаются только сельскохозяйственные угодья, а приобретение сельскохозяйственными организациями земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации по кадастровой стоимости.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Кооператив в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение суда без изменения.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее и заслушав представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как видно из документов, СПК “Прогресс“ использует на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 8460000 квадратных метров из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ярославская область, Рыбинский муниципальный округ, для ведения сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2005 серии 76АА N 254176.

СПК “Прогресс“ обратился в Комиссию с заявлением от 28.03.2007 о передаче спорного земельного участка в собственность путем заключения договора
купли-продажи.

Комиссия приняла решение от 15.06.2007 о продаже Кооперативу испрашиваемого земельного участка по цене 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Администрация письмом от 09.11.2007 N 20-272/126-2007 сообщила Кооперативу, что в соответствии с Законом об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области из земель сельскохозяйственного назначения в собственность по цене в размере 1,5 процента кадастровой стоимости приобретаются только сельскохозяйственные угодья. На земельном участке общей площадью 846 гектаров сельскохозяйственные угодья отсутствуют. Участок покрыт лесом и древесно-кустарниковой растительностью, и большая часть этого участка лесоустроена, поэтому вопрос выкупа земельного участка остается нерешенным.

Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что отказ Администрации от исполнения решения Комиссии, является незаконным.

Из содержания пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и пункта 3 статьи 6.1 Закона об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области следует, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене в размере 1,5 процента кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации разъяснено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суд установил и материалами дела подтверждается, что в графах 8.1 и 8.2 кадастрового плана спорного земельного участка от 20.01.2005 указана категория земель - “земли сельскохозяйственного назначения“. Из акта обследования земельного участка СПК “Прогресс“ от 21.01.2008 и ответа Роснедвижимости от 24.06.2008 N 747 следует, что земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Кооператива, имеет площадь 846 гектаров, в том числе лесных площадей - 790 гектаров, древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, два гектара, болот - 37 гектаров, под водой - восемь гектаров, под дорогами, прогонами и просеками - девять гектаров. Следовательно, спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, а относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому решение Комиссии о его продаже в собственность по цене 1,5 процента от кадастровой стоимости является ошибочным.

К моменту рассмотрения кассационной жалобы спорный земельный участок выкуплен СПК “Прогресс“
у Администрации по договору купли-продажи земельного участка от 09.07.2008 и право собственности Кооператива зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2008 серии 76-АА N 755516. Земельный участок выкуплен по кадастровой стоимости, а не по цене 1,5 процента от кадастровой стоимости, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Довод заявителя о том, что часть испрашиваемого земельного участка площадью 795 гектаров занята лесными площадями и относится к землям лесного фонда, отклоняется в силу следующего.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Порядок перевода земель из одной категории в другую закреплен в Федеральном законе от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“.

В данном случае факт перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не подтвержден материалами дела.

С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.05.2008 по делу N А82-14308/2007-56 оставить без изменения кассационную жалобу администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н.ШИШКИНА

Судьи

Г.А.КНЯЗЕВА

Е.Г.КИСЛИЦЫН