Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2008 по делу N А51-13213/2007-36-469 Требование о возмещении расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате коммунальных услуг, удовлетворено за счет средств казны Приморского края, так как указанные льготы введены законом субъекта федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято по делу N А51-13213/2007-36-469, а не по делу N А51-132133/2007-36-469.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N А51-132133/2007-36-469

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2008 г. Полный текст решения в соответствии с п. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) изготовлен 25.03.2008 г.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску КГУП “Примтеплоэнерго“ в интересах теплового района Кавалеровский филиала “Дальнегорский“

к Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения, Отделу социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району, Департаменту финансов Администрации Приморского края

о взыскании 5836611,46 рублей,

установил:

КГУП “Примтеплоэнерго“ в
интересах теплового района Кавалеровский филиала “Дальнегорский“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения, Отделу социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 5836611,46 рублей задолженности по возмещению расходов, затраченных на реализацию льгот за оказанные коммунальные услуги ветеранам труда в период январь, февраль 2007 г.

Определением суда от 10.02.2008 г. привлечен в качестве ответчика Департамент финансов Администрации Приморского края и дело назначено в судебное разбирательство.

От Департамента социальной защиты населения и Отдела социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 215 АПК РФ арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал его их обязательной.

Поскольку суд не видит препятствий для проведения судебного разбирательства, на основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков по имеющимся в нем материалам.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме. И уточнил, что период требований фактически составляет ноябрь, декабрь 2006 г. и январь, февраль 2007 г., поскольку в ноябре, декабре 2006 г. начисление льготы осуществлялось исходя из социальной нормы, а в январе, феврале 2007 г., ввиду решения районных судов о необходимости начисления льготы на общую площадь сделан перерасчет за ноябрь, декабрь 2006 г. и произведен расчет льготы по полной
площади.

Ответчик Администрация Приморского края иск не признал, пояснил, что истец не может пояснить, каким образом начислена льгота, расчет не обоснован, и должен производиться исходя из социальной нормы. Кроме того, в отзыве указал, что начисление льготы должно производиться исходя из социальной нормы жилья, а не на общую жилую площадь.

Пояснил, что Отдел социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району является филиалом ДСЗН, а не юридическим лицом.

Департамент финансов Приморского края в отзыве от 18.03.2008 г. б/н иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. И поясняет, что согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Таким образом, от имени казны не может выступать финансовый орган, если эти полномочия возложены на иной орган, уполномоченный федеральным законом.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Между Администрацией Приморского края (Администрация) и КГУП “Примтеплоэнерго“ (Исполнитель) заключен договор N 3 птэ от 20.02.2006 г. о возмещении расходов, связанных с предоставлением
мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета, во исполнение постановления Губернатора Приморского края от 15.02.2006 г. N 17-пг “О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам, пострадавшим от политических репрессий“. В соответствии с которым Исполнитель обязуется предоставлять меры социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан, в соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“, а Администрация в свою очередь обязалось возмещать понесенные им расходы за счет средств краевого бюджета.

Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. с условием последующей ежегодной пролонгацией, в связи с чем отношения между сторонами в спорный период регулировались условиями договора данного.

Истец, в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), и во исполнение выше указанного договора, предоставлял коммунальные услуги ветеранам труда с учетом льготы по оплате в январе, феврале 2007 г., для возмещения понесенных расходов предъявил Администрации Приморского края счета-фактуры: N 1401-0244 от 29.01.2007 г., N 1401-0248 от 28.02.2007 г. на общую сумму 5 836 611,46 рублей. Задолженность за предоставленные льготы в указанной сумме ответчиком не компенсирована, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства: спорный договор, счета-фактуры, расчет истца, акты сверки и другие материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с Администрации Приморского края за
счет казны Приморского края по следующим основаниям.

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации “О ветеранах“ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данного положения в Приморском крае принят Закон Приморского края от 29.12.2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“ (в ред. Закона Приморского края от 05.02.2008 г. N 186-КЗ), которым установлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 данного Закона, мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление) предоставляется ветеранам труда согласно нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.

Решением Думы Кавалеровского муниципального района N 659 от 15.03.2006 г., определен средний норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0238 Гкал/кв. м на всю общую площадь жилого помещения.

Факт оказания истцом услуг, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела: а именно отчетами по предоставленным
льготам на оплату коммунальных услуг списком лиц, с указанием Ф.И.О. льготника, его адреса, вида и номера документа, подтверждающего право на льготу, сумму предоставленной льготы, сводными отчетами и другое, а их стоимость подтверждена счетами-фактурами на сумму, заявленную в исковом заявлении.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона РФ от 4.07.2003 N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, действующим с 1.01.2005, указанный Закон дополнен статьей 26.3, предусматривающей, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (п. 1 ст. 26.3).

Пунктом 2 ст. 26.3 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в
том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Поскольку орган государственной власти субъекта РФ - Администрация Приморского края (осуществляет исполнительную власть в Приморском крае - ст. 9 Устава Приморского края от 6.10.1995 N 14-КЗ), на который, действующим законодательством в 2006 и 2007 году возложена обязанность решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ветеранов, не обеспечил надлежащего финансирования истца, то указанные обстоятельства привели к возникновению у истца в спорном периоде некомпенсированных расходов.

Факт понесения истцом расходов, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела: а именно отчетами по предоставленным льготам на оплату коммунальных услуг списком лиц, с указанием Ф.И.О. льготника, его адреса, вида и номера документа, подтверждающего право на льготу, сумму предоставленной льготы, сводными отчетами.

Доводы ответчика о неправомерности начисления льготы на всю жилую площадь судом отклоняются, так как решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.10.07 дело N 2-1088/2007, КГУП “Примтеплоэнерго“ обязали предоставлять льготу ветеранам труда на всю площадь жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Обязанность истца предоставлять льготу ветеранам труда на всю площадь жилого помещения имеет отношение к настоящему спору, то решение Дальнегорского районного
суда Приморского края от 24.10.07 дело N 2-1088/2007 является преюдициальным для настоящего дела.

Доказательств того, что льгота рассчитана с нарушением действующего законодательства в нарушение ст. 65 АПК РФ суду не представлено.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно ст. 25 Закона Приморского края “О краевом бюджете на 2007 год“ от 27.12.2006 г. N 28-КЗ (в ред. Законов Приморского края от 28.09.2007 г. N 126-КЗ) главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда является Администрация Приморского края.

Поскольку орган государственной власти субъекта РФ - Администрация Приморского края, как главный распорядитель бюджетных средств Приморского края не компенсировал истцу расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам труда, последние подлежат взысканию за счет казны Приморского края.

Учитывая выше указанное в иске к Департаменту социальной защиты населения и Департаменту финансов Приморского края отказать.

Поскольку Отдел социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району не является юридическим лицом, в силу ст. 27 п. 1 ст. 150 АПК РФ в его
отношении дело подлежит прекращению.

Поскольку истец оплатил государственную пошлину при подаче искового заявления и его исковые требования удовлетворены, последняя взыскивается с ответчика в его пользу.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ 5 836 611 (Пять миллионов восемьсот тридцать шесть тысяч шестьсот одиннадцать) рублей 46 копеек компенсации льгот и 40 683 (Сорок тысяч шестьсот восемьдесят три) рубля 06 копеек государственной пошлины.

В иске к Департаменту социальной защиты населения и Департаменту финансов Приморского края отказать.

В отношении Отдела социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району производство по делу прекратить.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.