Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2008 по делу N А51-13240/2007-25-268 Суд удовлетворил иск о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, поскольку действующее законодательство не наделяло общество как эксплуатирующую организацию полномочиями по выдаче технических условий.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2008 г. по делу N А51-13240/2007-25-268

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Водоканал“

к Федеральной антимонопольной службе по Приморскому краю

о признании незаконным и отмене Постановления N 20-А от 14.11.07 г.

установил:

открытое акционерное общество “Водоканал“ обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 20-а от 14.11.07 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

В своем заявлении общество указало, что в действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, просит принятое постановление признать незаконным и отменить.

В обоснование
заявитель указал, что на момент обращения заказчика ООО “ДальРУС“ 13 сентября 2006 года инвестиционная программа ОАО “Водоканал“ по развитию муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения г. Владивостока и тариф на подключение не были утверждены. Поэтому вместо информации о плате за подключение должны быть выданы технические условия в соответствии с п. 7 “Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения“ утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 (Далее - Правила N 83). Заказчику на основании п. 7, п. 11 Правил N 83-1 было предложено выполнить технические условия для присоединения, включающие мероприятия под планируемую застройку с учетом комплексного освоения земель муниципального образования г. Владивосток.

Заявитель считает необоснованным довод УФАС по ПК, что требования о строительстве и реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения при отсутствии резерва мощностей сетей, необходимых для эксплуатации объекта капитального строительства, могут быть включены в технические условия и выданы тем заказчикам, которые изъявили согласие на долевое участие в строительстве и реконструкции сетей.

В соответствии с п. 7 Правил N 83-1 в случае, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.

Заказчик, по мнению заявителя, должен был в течение года после получения технических условий определиться с технической нагрузкой, условиями подключения и
обратиться в эксплуатирующую организацию с офертой для заключения договора на подключение.

Однако заказчик, не обратившись с предложением о заключении договора в ОАО “Водоканал“, обжаловал технические условия на присоединение. Заявитель считает ошибочным мнение ответчика о том, что заказчик должен изъявить желание, согласие на участие в мероприятиях по реконструкции и строительству инженерных сетей водоснабжения и канализации, поскольку такого положения в Правилах N 83-1, N 83-2 не содержится.

Административный орган представил отзыв на заявление, считает, что общество привлечено к ответственности в соответствии с законом, поскольку комиссией Приморского УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО “Водоканал“ по признакам нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, было установлено навязывание заявителем, занимающим доминирующее положение, контрагенту ООО “Дальневосточное региональное управление строительства“ (далее - ООО “ДальРУС“) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Представитель ответчика пояснил, что согласно пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана определить и представить технические условия, либо представить мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

При этом отсутствие резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения является основанием для отказа в выдаче технических условий на основании пункта 13 Правил.

Вместо отказа в выдаче технических условий ООО “Водоканал“ выдало ООО “ДальРУС“ условия подключения, включив в одностороннем порядке в рекомендации к техническим условиям требования о необходимости долевого участия ООО “ДальРУС“ в строительстве новых и реконструкции существующих объектов водоснабжения и канализации, чем фактически
обязало безвозмездно инвестировать развитие систем коммунальной инфраструктуры в г. Владивостоке, что влечет для ООО “ДальРУС“ необоснованные финансовые затраты.

Кроме того, представитель административного органа указал, что обществом был пропущен установленный ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования постановления.

Изучив представленные в дело доказательства, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ОАО “Водоканал“ приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю N 41 от 23.03.2006 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, как организация, имеющая в географических границах территории г. Владивостока долю на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению более 65%.

Согласно заключению отдела контроля за рекламой и анализа рынков, ОАО “Водоканал“ занимает на рынке услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Владивостока доминирующее положение с долей для предприятий-потребителей 100%.

20.09.207 г. Комиссией Приморского УФАС России было рассмотрено дело N 44, возбужденное в отношении ОАО “Водоканал“ по признакам административного правонарушения предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившееся в навязывании занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом контрагенту ООО “ДальРУС“ условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статья 14.31.31 отсутствует, имеется в виду статья 14.31.

20.09.07 Приморским УФАС России было вынесено определение о возбуждении дела N 20-А и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения ОАО “Водоканал“ статьи 14.31.31 КоАП РФ.

По результатам проведения административного расследования в отношении ОАО “Водоканал“ 01.11.2007 г. был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого ОАО “Водоканал“ было
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, и было назначено наказание в виде штрафа в размере 33 000 рублей.

Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

20.11.06 г. ОАО “Водоканал“ выдало ООО “ДальРУС“ рекомендации к техническим условиям на проектирование и строительство сетей водоснабжения и канализации жилого десятиэтажного дома.

В соответствии с “Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения“, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.06 г. N 83 правообладатель земельного участка в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения технических условий.

Пунктом 11 Правил установлено, что если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение. Вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 Правил, то есть при предоставлении земельного участка для комплексного освоения.

Как указал заявитель, для подключения десятиэтажного дома, расположенного по ул. Тобольская с учетом заявленной заказчиком ООО “ДальРУС“ нагрузки по водопотреблению и водоотведению к существующим магистральным сетям требуется их реконструкция и новое строительство. В силу того, что в резервы
мощностей и пропускной способности инженерных сетей коммунальной инфраструктуры отсутствуют, а также не была утверждена инвестиционная программа, ОАО “Водоканал“ правомочно было выдать отказ в предоставлении условий подключения.

Главой администрации г. Владивостока 25.06.05 г. издано постановление N 851 “О межведомственной комиссии по выдаче технических условий на инженерное обеспечение строящихся и проектируемых объектов“, которым создана межведомственная комиссия, утверждены Положение о межведомственной комиссии, Порядок выдачи технических условий на инженерное обеспечение строящихся и проектируемых объектов на территории г. Владивостока и расходования полученных средств.

Согласно пунктам 3.4, 3.5 Положения межведомственная комиссия предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о проведении соответствующих торгов либо о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства либо принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства и имеет право пересмотреть ранее выданные технические условия на объекты незавершенного строительства, объекты, находящиеся в стадии строительства, в связи с технической необходимостью.

В соответствии с п.п. 5, 6 “Порядка выдачи технических условий на инженерное обеспечение строящихся и проектируемых объектов на территории Владивостокского городского округа и расходования полученных средств“ заказчик при наличии постановления под проектирование эскизного проекта генплана обращается в эксплуатационную организацию с заявлением о выдаче технических рекомендаций на подключение объекта к инженерным коммуникациям. Эксплуатирующие организации готовят технические рекомендации на подключение объекта к инженерным сетям и передают подготовленный материал в управление архитектуры и градостроительства.

Управление архитектуры и градостроительства комплектует пакет документов
по объекту (эскизный проект, рекомендации по техническим условиям, постановление под проектирование) и выносит на рассмотрение комиссии.

Межведомственная комиссия рассматривает представленную документацию, делает свои замечания, решает вопрос о долевом участии заказчика в строительстве инженерных сетей города, из расчета на единицу потребляемой мощности по каждому виду инженерного обеспечения. Заказчику выдается выписка из протокола об утверждении технических условий (срок выдачи не позднее 5 дней со дня утверждения межведомственной комиссией).

На основании вышеназванных нормативно-правовых актов ОАО “Водоканал“ 20.11.2006 г. ООО “ДальРУС“ были выданы рекомендации к техническим условиям на проектирование и строительство сетей водоснабжения и канализации объекта.

Следовательно, довод административного органа о том, что общество выдало ООО “ДальРУС“ условия подключения, включив в одностороннем порядке в рекомендации к техническим условиям требования о необходимости долевого участия ООО “ДальРУС“ в строительстве новых и реконструкции старых объектов водоснабжения и канализации, чем фактически обязало ООО “ДальРУС“ инвестировать развитие системы коммунальной инфраструктуры в г. Владивостоке, по мнению суда, является несостоятельным.

Действующее в спорный период времени законодательство не наделяло эксплуатирующую организацию ООО “Водоканал“ полномочиями по выдаче технических условий, в обязанность заявителя входила лишь подготовка рекомендаций по условиям подключения заказчика.

Поскольку рекомендации подвергались оценке Межведомственной комиссией и ею принималось окончательное решение, нет оснований считать, что включение в рекомендации предложения о строительстве новых и реконструкции старых объектов водоснабжения и канализации является обязанием заказчика к этому строительству либо навязыванием ему экономически невыгодных условий заявителем.

Довод административного органа о том, что заявителем был пропущен срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено административным органом 14.11.07 г.

В соответствии с уведомлением почтовой связи данное постановление было получено заявителем 19.11.07 г.

Общество обратилось в арбитражный суд рассматриваемым заявлением 28.11.07 г., следовательно, заявителем срок на обжалование оспариваемого постановления пропущен не был.

Ссылка административного органа на тот факт, что оспариваемое постановление было направлено заявителю факсимильной связью и получено им, по мнению суда, является несостоятельной, т.к. отчет об отправлении факсимильного сообщения не удостоверяет того, какой именно документ факсимильной связью был принят заявителем.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю N 20-А от 14.11.07 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества “Водоканал“.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.