Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2008 по делу N А51-13503/2008-31-142 Постановление органа пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафу является исполнительным документом и должно быть исполнено отделением казначейства в соответствии с бюджетным законодательством.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 февраля 2008 г. по делу N А51-13503/2008-31-142

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району г. Владивостока

к Отделению по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

о признании незаконными действий,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району г. Владивостока (далее по тексту - заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее по тексту - управление), выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления от 08.07.2008
N 27 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального общеобразовательного учреждения Детский сад N 39 “Золотой ключик“.

Одновременно заявитель просил обязать управление устранить допущенные нарушения путем обязания последнего принять к исполнению постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 08.08.2008 г. N 27.

Заявитель письмом от 31.12.2008 N 08/7535 заявил ходатайство о рассмотрении заявления в свое отсутствие, в связи с чем суд на основании статей 123, 158 АПК РФ рассматривает дело без участия представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Настаивая на удовлетворении требований по тексту заявления, фонд указал, что действия управления противоречат положениям пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) и разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31.

Заявитель указал, что поскольку органы Пенсионного фонда не обладают полномочиями по предъявлению в суд исков о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов по ним в размере менее 50000 руб., то он правомерно в соответствии с установленным законом порядком направил постановление от 08.07.2008 г. N 27 для исполнения сначала в службу судебных приставов, а после его возвращения - в управление.

Ответчик заявленные требования не признает на том основании, что из положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Выслушав пояснения управления, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

08 июля 2008 года в
отношении Муниципальное общеобразовательное учреждение детский сад N 39 “Золотой ключик“ (далее - учреждение, МДОУ “Детский сад “Золотой ключик“ страхователь) фондом было принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 141,68 руб.

Во исполнение указанного решения в службу судебных приставов было направлено постановление от 08.07.2008 г. N 27 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере.

12.08.2008 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвратил постановление от 08.07.2008 года фонду.

25 сентября 2008 года постановление N 27 от 08.07.2008 г. было направлено в Отдел по Михайловскому району Федерального казначейства по Приморскому краю для исполнения.

Письмом от 26.09.2008 г. N 2017-02-03/258 указанное и приложенные к нему документы были возвращены в адрес фонда без исполнения, с указание на то, что постановление от 08.07.2008 N 27 не является судебным актом, поэтому его исполнение не регулируется статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Полагая, что действия управления, выразившиеся в отказе в принятии постановления от 08.07.2008 г. N 27 и в его возвращении фонду, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплата страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ, распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Закон возлагает на страхователя (работодателя), который в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьей 24 Закона N 167-ФЗ.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователю начисляются пени в соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентирован подпунктами 3, 4 статьи 25, статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке, установленном статьей 25.1 данного Закона.

Следовательно, органы Пенсионного фонда РФ не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей, поскольку установлен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 АПК РФ).

При этом установленная статьей 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам менее 50000 руб. подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого - муниципальное учреждение.

Задолженность учреждения перед бюджетом Пенсионного Фонда РФ на момент вынесения постановления от 08.207.2008 года N 27 составляла 141,68 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предела.

При таких обстоятельствах фонд правомерно принял меры к принудительному взысканию задолженности во внесудебном порядке, как и предусмотрено статьями 25, 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Кроме того, суд считает, что у заявителя имелись основания для направления спорного постановления в адрес управления после его возврата без исполнения службой судебных приставов на основании следующего.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Приведенное положение соответствует норме пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон N 119-ФЗ), действующего в 2007 году, и пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон N 229-ФЗ), вступившего в действие с 01.02.2008.

Указанными нормами права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов
общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ следует, что постановление фонда от 08.07.2008 N 27 является исполнительным документом.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 119-ФЗ и пункта 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением предусмотренных Кодексом случаев (пункт 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом (пункт 2); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3).

В то же время, из положений пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ и содержания пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы
законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Как установлено судом, МДОУ Детский сад “Золотой ключик“ в Отделении по Михайловскому району Управления Федерального казначейства открыт лицевой счет N 4010180900000010002. Указанный счет является лицевым счетом бюджетных средств, через который бюджетным учреждением - получателем средств городского бюджета, осуществляется исполнение городского бюджета по расходам.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что у страхователя отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ и кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительских действий, и доказательств обратного управлением не представлено, суд считает, что возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ (постановление N 27 от 08.07.2008 г.) правомерно был направлен фондом для исполнения в управление.

Таким образом, заявитель воспользовался единственным возможным в данной правовой ситуации способом для реализации предоставленных ему законом полномочий по взысканию пени с бюджетного учреждения, направив соответствующее заявление и постановление от 08.07.2008 г. N 27 в управление для его исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Иное толкование указанных выше нормативных правовых актов привело бы к установлению преференциального режима бюджетного учреждения по отношению к иным страхователям, что недопустимо в силу части 2 статьи 8, части 1 статьи 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд считает, что действия управления по отказу в принятии постановления от 08.07.2008 г. N 27 и его возврату без исполнения противоречат закону и нарушают права и законные интересы фонда.

Доводы управления о том, что
из положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ не следует, что постановление о взыскании недоимки и пени по страховым взносам N 27 является исполнительным документом, на основании которого осуществляется взыскание задолженности с муниципального учреждения, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“ разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь указанным постановлением, отклоняет доводы управления.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования фонда о признании действий управления незаконными подлежат удовлетворению.

Поскольку неисполнение заявления фонда о принятии к исполнению постановления от 08.07.2008 г. N 27 о взыскании с учреждения пени в сумме 141,06 руб. подтверждается материалами дела, требование заявителя об обязании управления в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными действия Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю,
выразившиеся в отказе принять к исполнению постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району г. Владивостока от 08.07.2008 г. N 27 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального общеобразовательного учреждения Детский сад N 39 “Золотой Ключик“ п. Новошахтинский.

Обязать Отделение по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району от 08.07.2008 г. N 27 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального общеобразовательного учреждения Детский сад N 39 “Золотой Ключик“ п. Новошахтинский.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.