Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2008 по делу N А29-7257/2007 Налогоплательщик фактически применял косвенный (расчетный) метод определения количества добытого полезного ископаемого по данным о содержании его количества в извлекаемом из недр минеральном сырье (нефтесодержащей жидкости), следовательно, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых он применил нулевую ставку неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2008 г. по делу N А29-7257/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.

при участии представителей

от заявителя: Рыбниковой А.И. (доверенность от 01.01.2008 N Б-16),

Томарова В.В. (доверенность от 24.07.2007 N Б-108),

Лыткина Р.Г. (доверенность от 01.01.2008 N Б-14),

Аветисяна А.А. (доверенность от 01.01.2008 N Б-1),

Самохвалова А.В. (доверенность от 06.06.2008 N Б-90),

от заинтересованного лица: Мелехина Н.Н. (доверенность от 17.05.2006 N 07-31/3),

Нестеровой Т.М. (доверенность от 17.05.2006 N 07-31/6),

Зубковой Е.В. (доверенность от 18.06.2008 N 05-27),

Бурчиковой Ж.Г. (доверенность от 20.11.2007 N 07-31/34)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

открытого акционерного общества “Битран“

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 28.03.2008

по делу N А29-7257/2007,

принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г.,

по заявлению открытого акционерного общества “Битран“

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 09.07.2007 N 78

и

установил:

открытое акционерное общество “Битран“ (далее - ОАО “Битран“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 5, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 09.07.2007 N 78.

Решением суда от 29.12.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении заявленного требования отказано.

ОАО “Битран“ не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что апелляционный суд неправильно применил положения статей 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации; нарушил статьи 9, 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; неправомерно применил не подлежащие применению положения ГОСТа Р 8.595-2004 “Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений“; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, в данном случае не подлежат применению определения прямого и косвенного методов определения количества добытого полезного ископаемого, содержащиеся в ГОСТе Р 8.595-2004, поскольку применяемые в целях налогообложения понятия названных методов определены в статье 339 Налогового кодекса Российской Федерации. В качестве основы для разграничения между прямым и косвенным методом определения количества добытого полезного ископаемого законом установлено наличие измерительных приборов и устройств, позволяющих определить количество добытого полезного ископаемого (прямой метод). Косвенный метод заключается в расчете
количества добытого полезного ископаемого в извлеченном из недр минеральном сырье на основании данных о содержании полезного ископаемого в таком минеральном сырье. Общество с помощью измерительных средств и устройств измеряет количество добытой нефти, качество которой соответствует ГОСТу Р 51858-2002, что свидетельствует о применении Обществом прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого. Применение заявителем вместо массомера иных измерительных средств и устройств для определения количества добытой нефти не свидетельствует о применении Обществом косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Доказательств, указывающих на несоответствие добываемой Обществом нефти государственному стандарту Российской Федерации, налоговый орган не представил.

Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, указав на законность принятого апелляционным судом постановления.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.06.2008.

Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.03.2007 ОАО “Битран“ представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года, согласно которой подлежащая уплате в бюджет сумма налога составила 81 344 492 рубля.

Общество 03.04.2007 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за указанный период, в которой первоначально обозначенная к уплате в бюджет сумма налога уменьшена на 81 344 492 рубля в связи с применением налогоплательщиком налоговой ставки ноль процентов в отношении всего количества добытой
сверхвязкой нефти, добываемой на участках недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа (в пластовых условиях).

В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной ОАО “Битран“ уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых Инспекция пришла к выводу о том, что применяемый Обществом метод статистических измерений массы нефти, основанный на изменениях плотности и объема продукта в мерах вместимости, относится к косвенному методу определения количества добытого полезного ископаемого, поэтому количество добытой налогоплательщиком нефти подлежит налогообложению по общеустановленной ставке.

По результатам проверки составлен акт от 28.04.2007 N 39 и принято решение от 09.07.2007 N 78, в котором Обществу отказано в предоставлении налоговой ставки ноль процентов, предусмотренной в подпункте 9 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и в уменьшении обязательства по платежам в бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года в размере 81 344 492 рублей (пункты 2, 3 решения). Кроме того, в лицевом счете Общества восстановлена ранее уменьшенная по уточненной налоговой декларации сумма налога в указанном размере; налогоплательщику предложено внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункты 4, 5 решения).

Посчитав решение Инспекции незаконным, Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, которое решением от 27.08.2007 N 271-А оставило жалобу без удовлетворения.

ОАО “Битран“ не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.

Руководствуясь пунктами 4, 7 статьи 3, пунктом 1 статьи 11, пунктами 1, 2, 7, 8 статьи 339, подпунктом 9 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что Общество использовало прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, поэтому правомерно применило нулевую налоговую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении добытой сверхвязкой нефти.

Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Апелляционный суд, руководствуясь пунктами 1, 2, 3 статьи 339, подпунктом 9 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1 - 1.5, 3.1, 3.4 Технических условий ТУ 0245-062-00147105-2002 “Нефть Ярегского месторождения“, Государственными стандартами ГОСТ Р 8.595-2004 “Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений“ и ГОСТ Р 8.615-2005 “Измерения количества извлекаемой из недр нефти и нефтяного газа“, пришел к выводу о том, что применяемый Обществом метод определения количества добытого полезного ископаемого, предусмотренный технологической картой по приему и отгрузке нефти, является косвенным, поэтому у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для применения налоговой ставки ноль процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

В соответствии с пунктом 1 статьи 339 Кодекса количество
добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).

В пункте 3 статьи 339 Кодекса предусмотрено, что, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более
200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

Из приведенных норм следует, что прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого применяется в отношении добытого полезного ископаемого, первого по своему качеству соответствующего государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, либо стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) и, соответственно, только в этом случае при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при исчислении налога на добычу полезного ископаемого подлежит применению налоговая ставка ноль процентов.

Из материалов дела следует и Второй арбитражный апелляционный суд установил, что ОАО “Битран“ в соответствии с лицензией СЫК 01931 НЭ осуществляет добычу нефти на северном участке Ярегского нефтяного месторождения (залежь третьего пласта). Вязкость в пластовых условиях, согласно характеристике залежи нефти в пределах лицензионного участка Общества, составляет 12 000 мПа х с, то есть добываемая на названом участке нефть относится к категории сверхвязких.

Согласно приказам об учетной политике, принятой ОАО “Битран“ на 2003 - 2006 годы, налог на добычу полезных ископаемых Обществом исчислялся и уплачивался исходя из количества добытого полезного ископаемого (нефти), определяемого статистическим объемно-массовым методом. В приказе от 29.12.2006 N 22 об учетной политике Общества на 2007 год указано, что налог на добычу полезных ископаемых определяется по данным о количестве добытого полезного ископаемого (нефти), определяемом статистическим объемно-массовым, то есть прямым методом.

В соответствии с проектом разработки Ярегского нефтяного месторождения в границах лицензионного участка ОАО “Битран“ вся добываемая нефть на трех нефтяных шахтах собирается из уклонных блоков в емкости
центральных подземных нефтеперекачивающих станций, откачиваемая из горных выработок нефтешахт нефть собирается в резервуары действующей нефтебазы Общества, на которой осуществляются хранение поступившей нефти и ее погрузка в железнодорожные цистерны. При поступлении некондиционной нефти (содержание воды более одного процента) в резервуарном парке производится дополнительный отстой с подогревом паром для окончательного отделения воды. Технологической картой по приему и отгрузке нефти, утвержденной в 2001 году, а также действовавшей в 2007 году (утверждена 25.12.2006), предусмотрено, что в резервуарах производится измерение объема (массы) нефти, которое происходит путем определения уровня нефти в резервуарах вручную поверенной рулеткой с грузом (лотом), измерения температуры нефти в резервуарах термостатическим пробоотборником, опускаемым на заданный уровень резервуаров, объема принятой в резервуар нефти по формуле и плотности нефти, определяемой в испытательной лаборатории, из которых Общество по формуле получает результат определения массы брутто нефти (с балластом), затем после определения массы балласта (воды, солей и механических примесей) путем лабораторного анализа и по формуле, в резервуаре определяется масса нефти нетто.

Таким образом, в 2007 году Общество определяло количество добытого полезного ископаемого статистическим объемно-массовым методом. Внесение в учетную политику налогоплательщика на 2007 год указания о применении прямого метода фактически не изменило применяемую Обществом технологию добычи нефти и порядок определения количества добытого полезного ископаемого, то есть, согласно учетной политике, определение количества добытого полезного ископаемого на предприятии производится прямым методом.

Вместе с тем Второй арбитражный апелляционный суд на основе оценки представленных в дело доказательств установил, что доставляемая с нефтешахт в резервуары продукция не соответствует техническим условиям ТУ 0245-062-00147105-2002 “Нефть Ярегского месторождения“ по показаниям балласта (воды, солей), плотности нефти, измеренной при температуре 20
градусов.

Процент обводненности в добываемой Обществом продукции в ряде случаев также превышает процент массовой доли воды, установленный для нефти ГОСТом Р 51858-2002 “Нефть. Общие технические условия“. Для доведения добытой Обществом нефти до параметров, установленных ГОСТом, в резервуарном парке в соответствии с проектом разработки Ярегского нефтяного месторождения производится дополнительный отстой с подогревом паром для окончательного отделения воды. Данный факт представители Общества в судебном заседании кассационной инстанции подтвердили.

Следовательно, при определении количества добытого полезного ископаемого Общество производило измерения не нефти, соответствующей ГОСТу Р 51858-2002 и ТУ 0245-062-00147105-2002, а нефтесодержащей жидкости, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемом случае прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого. Доказательств обратного Общество в суд не представило.

В то же время апелляционным судом установлено и ОАО “Битран“ не отрицается, что Общество не производило измерения фактических потерь полезного ископаемого, которые в силу пункта 3 статьи 339 Кодекса должны учитываться при определении количества добытого полезного ископаемого прямым методом. Из представленных в материалы дела документов также не следует, что Общество могло определять количество добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Исходя из содержания приведенных норм и фактических обстоятельств дела, которые согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат, Второй арбитражный апелляционный суд сделал правильные выводы о том, что фактически Общество применяло косвенный (расчетный) метод определения количества добытого полезного ископаемого по данным о содержании его количества в извлекаемом из недр минеральном сырье (нефтесодержащей жидкости), и соответственно, о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении налога на добычу полезных ископаемых нулевой ставки, предусмотренной в подпункте 9 пункта 1 статьи
342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемые правоотношения регулируются нормами налогового законодательства, поэтому ссылка суда на ГОСТ Р 8.595-2004 “Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений“ несостоятельна, однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на ОАО “Битран“.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N А29-7257/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Битран“ - без удовлетворения.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество “Битран“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

Т.В.ШУТИКОВА