Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.06.2008 по делу N А31-434/2007-22 Иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по перевозке отдельных категорий граждан по льготным именным проездным билетам, правомерно удовлетворен за счет субъекта РФ, так как последнему в спорный период предоставлялись субвенции на осуществление спорных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 г. по делу N А31-434/2007-22

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Прониной С.А.,

судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М.

при участии представителя

от ответчика: Курохтиной О.С. по доверенности N 10-06/60 от 26.09.2007 (присутствовала 16.06.2008 г.)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - департамента финансов Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.12.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от

по делу N А31-434/2007-22,

принятые судьями Семеновым А.И., Самуйловым С.В., Губиной Л.В., Тетерваком А.В.,

по иску муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 4 города Костромы

к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области, администрации городского округа города Костромы в лице
Финансово-казначейского управления администрации города Костромы, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области

3-и лица: Комитет социальной защиты населения по городскому округу город Кострома, департамент транспорта Костромской области, муниципальное унитарное предприятие “Троллейбусное управление“, финансово-казначейское управление администрации города Костромы, Управление городского пассажирского транспорта администрации города Костромы

о взыскании 36 080 029 рублей 31 копейки

и

установил:

муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 4 города Костромы (далее - МУ ПАТП N 4) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области, администрации городского округа города Костромы в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании 36 080 029 рублей 31 копейки убытков, возникших в результате предоставления в 2005 - 2006 годах льгот по перевозке отдельных категорий граждан по льготным именным проездным билетам.

Определением от 06.03.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент транспорта Костромской области.

Определением от 29.03.2007 суд произвел замену ответчика - администрации городского округа города Костромы в лице Финансово-казначейского управления на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы.

Определением от 20.04.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие “Троллейбусное управление“, Управление городского пассажирского транспорта администрации города Костромы.

Определением от 14.06.2007 производство по делу в отношении муниципального образования городской округ город Кострома в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы прекращено, названное лицо привлечено к участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил размер исковых требований и просил взыскать с Костромской области в лице департамента финансов Костромской области 39 580 055 рублей 80 копеек убытков за период с января 2005 года по декабрь 2006 года.

Суд, установив фактическое оказание услуг по перевозке граждан по льготным именным проездным билетам в спорный период, доказанность размера понесенных убытков и факт принятия на себя Костромской областью обязательств по возмещению расходов от предоставления льгот, руководствуясь статьями 15, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 26.12.2007 взыскал с департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области в пользу МУ ПАТП N 4 27 153 840 рублей 48 копеек.

Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.03.2008 оставил решение от 26.12.2007 без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент финансов Костромской области обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26.12.2007 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2008 и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы считает, что убытки, понесенные транспортной организацией, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, так как категория граждан, которой предоставлены льготные именные проездные билеты, включены в федеральный регистр. Средства федерального бюджета, выделенные Костромской области, в полном объеме переданы муниципальным образованиям.

Податель жалобы отмечает, что пенсия гражданам, включенным в областной регистр (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) назначается в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ и поэтому убытки, возникшие в связи с перевозкой указанной категории граждан подлежат возмещению за счет средств казны муниципального образования города Костромы.

Департамент финансов Костромской области оспаривает также выводы судебных инстанций о доказанности размера понесенных убытков.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 26.12.2007 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от по делу N А31-434/2007-22 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы.

МУ ПАТП N 4 и муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы в отзывах отклонили жалобу и просили оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17 часов 17.06.2008.

Исследовав доводы сторон и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Федеральным законом 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной
защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с постановлениями губернатора Костромской области от 27.01.2005 N 26, от 09.03.2005 N 102, от 19.12.2005 N 778, от 25.01.2006 N 103, от 28.02.2006 N 208 было предоставлено право на приобретение льготных проездных билетов различным категориям граждан.

В связи с неполным возмещением расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, МУ ПАТП N 4 обратилось в суд с данным иском.

Согласно пункту “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона Российской Федерации “О государственной социальной помощи“ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004, 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. В пункте 1 Правил установлено, что в случае, если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание
мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации субвенции не предоставляются.

Из названного постановления видно, что Костромской области в спорный период предоставлялись субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Костромской области от 25.01.2006 N 103 “О порядках возмещения перевозчикам из областного бюджета выпадающих доходов от предоставления проезда по месячным льготным именным проездным билетам и именным льготным проездным абонементам на 2006 год“ предусматривалось частичное возмещение выпадающих доходов от перевозки граждан по месячным льготным именным проездным билетам. Однако решением Областного суда Костромской области от 02.11.2006, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2007, признаны недействующими в части слов “частичного“ пункты 1.1 и 1.2 указанного постановления, пункты 1, 2.3, 3 и 4 приложения N 1, пункты 1 и 2.3.1 приложения N 2 к постановлению.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии у Костромской области в спорный период обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным именным проездным билетам.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей
после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Таким образом, признав надлежащим ответчиком по иску транспортной организации субъект Российской Федерации, суд не допустил нарушений норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

Доводы заявителя жалобы относительно доказанности размера предъявленных ко взысканию убытков направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что выходит за пределы компетенции суда округа.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 26.12.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от по делу N А31-434/2007-22 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.ПРОНИНА

Судьи

В.А.НОГТЕВА

Н.М.ТЕРЕШИНА