Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2008 по делу N А31-4693/2007-16 Возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2008 г. по делу N А31-4693/2007-16

(дата изготовления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 06.03.2008.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.

при участии представителей

от заинтересованного лица: Макарова Э.С. (доверенность от 03.03.2008 N 15),

Косолапкиной Е.С. (доверенность от 14.01.2008 N 8)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2007

по делу N А31-4693/2007-16,

принятое судьей Сизовым А.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ЛидерМет“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области

о признании недействительным решения и о
возврате страховых взносов

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ЛидерМет“ (далее - ООО “ЛидерМет, Общество“ обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.08.2007 N 2474 об отказе в возврате 68 174 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и о возврате страховых взносов в указанной сумме.

Решением от 04.10.2007 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил пункты 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. На его взгляд, действующим в области обязательного пенсионного страхования законодательством не определены нормы, возлагающие на налоговые органы обязанность по осуществлению возвратов (зачетов) страховых взносов.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

Законность принятого Арбитражным судом Костромской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО “ЛидерМет“ перечислило платежными поручениями от 06.06.2007 N 62, от 20.06.2007 N 64, от 28.06.2007 N 65, от 09.07.2007 N 72, от 16.07.2007 N 73, от 26.07.2007 N 74, от 03.08.2007 N 76 и от 15.08.2007 N 81 сумму 68 174 рубля, указав в качестве назначения платежа “уплата единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 4-й квартал 2006
года“ и код бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии). Эти платежи были зачислены на КБК 18210202010061000160.

Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы, однако налоговый орган решением от 24.08.2007 N 2474 в возврате отказал со ссылкой на отсутствие у него таких полномочий.

ООО “ЛидерМет“ не согласилось с действиями Инспекции и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и приложением N 11.1 к нему (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ), пунктами 18, 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возврат страховых взносов должен осуществить налоговый орган, в связи с чем признал решение Инспекции недействительным и обязал ее возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Общество ошибочно уплатило 68 174 рубля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных на финансирование страховой части трудовой пенсии. Этот факт подтверждает государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарье и Шарьинскому району Костромской области (письмо от 23.08.2007 N 26) и Инспекция не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Инспекции и возложил на нее обязанность по возврату указанной суммы.

В остальной части законность судебного акта не проверялась, так как заявителем не обжаловалась.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебного акта, не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 31.01.2008 N 14, подлежит отнесению на Инспекцию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2007 по делу N А31-4693/2007-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области - без удовлетворения.

Государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

Т.В.ШУТИКОВА