Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2008 по делу N А11-6895/2006-К1-5/2700 Сделка приватизации в части передачи общежития в уставный капитал ОАО “РЖД“ соответствует закону, так как объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры могут быть приватизированы в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2008 г. по делу N А11-6895/2006-К1-5/2700

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2008 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бабаева С.В.,

судей Павлова В.Ю., Шишкиной Е.Н.

при участии представителя

от истца: Галдиной О.А. (удостоверение N 136220),

от ответчика: Игнатова М.С. (доверенность от 12.12.2006 N Л-7392),

Гусевой О.Г. (доверенность от 16.11.2007 N 770)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - заместителя прокурора Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2007 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007

по делу N А11-6895/2006-К1-5/2700,

принятые судьями Холминой И.Ю., Бухтояровой Л.В., Большаковой О.А.,

Соловьевой М.В.,

по иску заместителя прокурора
Владимирской области

к Территориальному управлению Федерального агентства

по управлению федеральным имуществом по Владимирской области и открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“

о применении последствий недействительности ничтожной сделки

и признании недействительным зарегистрированного права,

третьи лица - администрация города Владимира, Управление Федеральной регистрационной службы по Владимирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,

и

установил:

заместитель прокурора Владимирской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области (далее - ТУ ФАУФИ) и открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество) о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации здания общежития, расположенного по адресу: город Владимир, улица Вокзальная, д. 16а, в виде возврата в федеральную собственность данного общежития (путем восстановления в реестре государственной собственности) и о признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО “РЖД“ на указанный объект недвижимости.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют администрация города Владимира, Управление Федеральной регистрационной службы по Владимирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Заявленные требования основаны на статьях 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 4, 7 Жилищного кодекса РСФСР, статье 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“, статье 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“,
статье 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ и мотивированы тем, что сделка приватизации в части передачи здания общежития в качестве вклада в уставный капитал ОАО “РЖД“ не соответствует указанным нормам права.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2007, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007, в удовлетворении исковых требований отказано. При разрешении спора суд руководствовался пунктом 4 статьи 7, пунктом 1 статьи 30, пунктом 15 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ и исходил из того, что объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры могут быть приватизированы в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, поэтому сделка приватизации в части передачи в уставный капитал ОАО “РЖД“ спорного общежития соответствует нормам действующего законодательства.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не применил подлежавшие применению статью 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, статью 9 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ и неправомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку в соответствии с указанными нормами права при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении
предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

ТУ ФАУФИ в отзыве отклонило аргументы заявителя и одновременно заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства третьи лица, участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, ОАО “РЖД“ учреждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“.

Согласно пункту 2 названного постановления оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО “РЖД“ имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.

Из приложения N 2 к указанному распоряжению следует, что имущественный комплекс ФГУП “Горьковская железная дорога МПС РФ“ был включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год.

Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое подлежало внесению в уставный капитал ОАО “РЖД“, содержится в Сводном передаточном акте, утвержденном совместным распоряжением Министерства
имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884. Имущество предприятия передано в уставный капитал ОАО “РЖД“. В перечень данного имущества включено и здание общежития, расположенное по адресу: город Владимир, улица Вокзальная, дом 16а.

Право собственности Общества на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2004.

Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что сделка приватизации в части передачи здания общежития в качестве вклада в уставный капитал ОАО “РЖД“ противоречит действующему законодательству, а потому и регистрация права осуществлена неправомерно.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации приватизация государственного имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Единый порядок приватизации государственного имущества, в том числе процедуры приватизации объектов социальной сферы, установлен Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта регулируются положениями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ (далее - Закон).

Согласно статье 3 Закона в процессе приватизации создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

В силу статьи 4 Закона уставный капитал ОАО “РЖД“ формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Перечень организаций железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал ОАО “РЖД“, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N
178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта не применяются положения пункта 1 статьи 30 Закона, устанавливающие запрет на приватизацию жилищного фонда.

По смыслу приведенных норм права, объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры могут быть приватизированы в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “РЖД“ является предприятием железнодорожного транспорта, образованным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ путем приватизации государственного имущества. Спорный объект недвижимости до его приватизации путем внесения в уставный капитал Общества находился в федеральной собственности и был закреплен за предприятием на праве хозяйственного ведения.

В пункте 7 упомянутого постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации Министерству путей сообщения Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предлагалось утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов.

Во исполнение названного предложения Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации распоряжением от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р утвердили Перечень объектов социально-культурного и коммунального назначения, не подлежащих приватизации, в который спорное имущество не включено.

При данных обстоятельствах суд пришел к обоснованным выводам о том, что сделка приватизации в части передачи в уставный капитал ОАО “РЖД“ спорного общежития соответствует нормам действующего законодательства и является правомерным основанием для регистрации права собственности ответчика.

Возражения заявителя рассмотрены и отклонены, как несостоятельные.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А11-6895/2006-К1-5/270 оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Владимирской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.В.БАБАЕВ

Судьи

В.Ю.ПАВЛОВ

Е.Н.ШИШКИНА