Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2008 по делу N А17-5273/2007 В удовлетворении заявления о признании полностью недействующим постановления главы муниципального образования о конкурсе на право оказания услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам отказано правомерно, так как оспариваемое постановление принято полномочным лицом и спорные положения постановления не противоречат требованиям законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2008 г. по делу N А17-5273/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.,

при участии представителей

от заявителя: Шамина К.С., доверенность от 12.11.2007 N 3-07/11,

от заинтересованного лица: Голубевой Ю.А., доверенность от 29.11.2007

N 02-25-2642, Чагиной А.В., доверенность от 12.04.2007 N 02-25-762,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

некоммерческого партнерства “Ивановский областной Союз перевозчиков“

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2007

по делу N А17-5273/2007 Арбитражного суда Ивановской области,

принятое судьями Герасимовым В.Д., Борисовой В.Н., Голиковым С.Н.,

по заявлению некоммерческого партнерства “Ивановский областной Союз перевозчиков“ о признании недействующим постановления Главы города Иванова от 23.07.2007 N 2271
“Об утверждении Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова“

и

установил:

некоммерческое партнерство “Ивановский областной Союз перевозчиков“ (далее - Союз перевозчиков) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействующим постановления Главы города Иванова от 23.07.2007 N 2271 “Об утверждении Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова“.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Управление).

Решением суда от 05.12.2007 заявленное требование удовлетворено частично: признаны недействующими пункты 2.7 и 2.8 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право оказания услуг по регулярным маршрутам, утвержденной оспариваемым постановлением. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Союз перевозчиков не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленное требование полностью.

Заявитель жалобы считает, что Арбитражный суд Ивановской области неправильно применил статьи 36, 37 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 43, 44 и 47 Устава города Иванова, постановление главы администрации города Иванова от 28.03.2007 N 841 “О распределении обязанностей между Главой города и заместителями Главы города“ и не применил пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Союз перевозчиков считает, что оспариваемое постановление принято и подписано первым заместителем Главы города Иванова с превышением должностных полномочий.
Временное возложение на первого заместителя обязанностей Главы города не наделяло его правом на подписание специальных муниципальных правовых актов. Заявитель также указывает, что Арбитражный суд Ивановской области не проверил подпункт 2 пункта 2.2 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова, утвержденного оспариваемым постановлением, на соответствие требованиям части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и подтверждены представителем в судебном заседании.

Администрация города Иванова в отзыве и представители в судебном заседании возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.

Управление в отзыве не согласилось с доводами Союза перевозчиков, указав на законность решения суда, и заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.02.2008.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 23.07.2007 исполняющий обязанности Главы города Иванова принял постановление N 2271 “Об утверждении Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова“.

Не согласившись с названным постановлением, Союз перевозчиков обжаловал его в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36, пунктом 2 статьи 37 и статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 8 части 1 статьи 4, статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Уставом автомобильного транспорта РСФСР, пунктом 9 статьи 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области“ и статьями 1, 44 и пунктом 2 статьи 47 Устава города Иванова, Арбитражный суд Ивановской области частично удовлетворил заявленное требование, признав недействующими пункты 2.7 и 2.8 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам, утвержденной постановлением Главы города Иванова от 23.07.2007 N 2271 “Об утверждении Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова“; в удовлетворении остальной части требования отказано. Суд посчитал, что оспариваемое постановление принято правомочным лицом; подпункт 2 пункта 2.2 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова не противоречит требованиям действующего законодательства.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

К вопросам местного значения города Иванова относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иванова (статьи 1, 6, 7, 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области“, далее Закон Ивановской области N 93-ОЗ; подпункт 7 пункта 1 статьи 13 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 N 613, далее - Устав).

В целях реализации указанных вопросов (удовлетворения потребностей населения муниципального образования город Иваново в пассажирских перевозках; развития рынка услуг по регулярным перевозкам на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок, а также недопущения ограничения конкуренции и создания доминирующего положения отдельных субъектов на рынке пассажирских перевозок) исполняющий обязанности Главы
города Иванова принял постановление от 23.07.2007 N 2271 “Об утверждении положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова“.

Суд обоснованно признал несостоятельным довод заявителя о том, что постановление принято и подписано первым заместителем Главы города Иванова с превышением предоставленных полномочий.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с названной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 названной статьи, в том числе издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления (представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, контрольного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления), а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 1, 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу статьи 43 Устава глава города Иванова является высшим должностным лицом города Иванова, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Иванова, возглавляет администрацию города Иванова и руководит ею на принципах единоначалия.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 44 Устава Глава города Иванова в пределах полномочий, установленных частью 1 статьи 43 Устава, издает правовые акты: постановления и распоряжения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 43 Устава Главой города Иванова, в случае его отсутствия и (или) невозможности выполнения им своих должностных обязанностей, в установленном порядке на первого заместителя Главы города
Иванова возлагается исполнение обязанностей Главы города Иванова.

Положения названной нормы не противоречат нормам Федерального закона N 131-ФЗ, Уставу; не содержат ограничений полномочий Главы города (в том числе исключительных), которые на период его отсутствия не могут передаваться исполняющему обязанности Главы города.

В связи с этим не принимается во внимание довод Союза перевозчиков о том, что в период отсутствия Главы города его первый заместитель вправе выполнять лишь те обязанности, которые закреплены за ним постановлением Главы города Иванова от 28.03.2007 N 841 “О распределении обязанностей между Главой города и заместителями Главы города“.

Следовательно, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято исполняющим обязанности Главы города первым заместителем Главы города, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Ссылку заявителя на несоответствие подпункта 2.2 пункта 2 оспариваемого Положения (согласно которому истечение срока действия договора на регулярные перевозки с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, является одним из оснований проведения конкурса) части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ кассационная инстанция считает несостоятельной.

Названной нормой запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из системного толкования норм оспариваемого Положения следует, что отбор перевозчиков на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иванова осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, истечение срока действия договора, заключенного с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, является основанием для проведения конкурса в любом случае и не зависит от волеизъявления органа местного самоуправления.

С учетом изложенного
подпункт 2.2 пункта 2 Положения не противоречит части 2 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на Союз перевозчиков.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2007 по делу N А17-5273/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства “Ивановский областной Союз перевозчиков“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на некоммерческое партнерство “Ивановский областной Союз перевозчиков“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

О.П.МАСЛОВА