Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2008 по делу N А29-3715/2007 Завышение регулируемых государством тарифов на транспортные услуги является в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ основанием для привлечения к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2008 г. по делу N А29-3715/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Ермакова Э.Г. (доверенность от 21.06.2007 N 151),

от заинтересованного лица:

Секретарева П.П. (доверенность от 09.01.2008 N 5)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества “Воркутауголь“

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007

по делу N А29-3715/2007,

принятые судьями Макаровой Л.Ф.,

Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,

по заявлению открытого акционерного общества “Воркутауголь“

о признании незаконным и отмене постановления Службы Республики Коми по тарифам от 01.06.2007 N А-06-08/07

и

установил:

открытое акционерное общество “Воркутауголь“ (далее -
ОАО “Воркутауголь“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2007 N А-06-08/07 Службы Республики Коми по тарифам (далее - Служба по тарифам, административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 9“ (далее - ОАО “ТГК-9“).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ издан 28.02.1995, а не 28.02.1998.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1998 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется только на продукцию естественных монополий, а Общество субъектом естественных монополий в области железнодорожного транспорта не является; ОАО “Воркутауголь“ вправе устанавливать плату на оказываемые им транспортные услуги на договорной основе и не применять регулируемые государством цены (тарифы); Служба по тарифам не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности за вменяемое Обществу правонарушение.

Служба
по тарифам и ОАО “ТГК-9“ в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов Общества, указав на законность принятых судебных актов.

В судебном заседании представители ОАО “Воркутауголь“ и административного органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.03.2007 Служба по тарифам провела проверку правильности применения ОАО “Воркутауголь“ утвержденных приказом Службы по тарифам от 15.08.2006 N 41/3 тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях Общества, и установила, что Общество неправомерно применило завышенный тариф, чем нарушило установленный порядок ценообразования, а именно: при осуществлении расчетов с ОАО “ТГК-9“ за услуги по перевозке грузов ОАО “Воркутауголь“ применило тариф в размере 9 рублей 31 копейки за один тонно-километр вместо установленного в размере 2 рублей 17 копеек.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.03.2007.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.16 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 03.05.2007.

Рассмотрев материалы административного дела, заместитель руководителя Службы по тарифам вынес постановление от 01.06.2007 N А-06-08/07 о назначении ОАО “Воркутауголь“ административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующей жалобой.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995
N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, Законом Республики Коми от 03.12.2002 N 196 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми“, статьей 28 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ и пунктом 1 Положения о Службе Республики Коми по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии существенных нарушений при привлечении к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления административного органа.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В части 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни
продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, в том числе на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Службе Республики Коми по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, установлено, что органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в области установления цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов) в пределах компетенции, является Служба Республики Коми по тарифам.

Во исполнение названных норм Служба по тарифам в приказе от 15.08.2006 N 41/3 утвердила тариф на транспортные услуги по перевозке грузов, оказываемые ОАО “Воркутауголь“ на подъездных железнодорожных путях ОАО “Воркутауголь“, в размере 2,17 рубля за один тонно-километр грузов (без НДС), единый для всех видов грузов.

В рассматриваемом случае факт завышения Обществом регулируемых тарифов при оказании ОАО “ТГК-9“ (филиала “Воркутинская ТЭЦ-1“) услуг по перевозке грузов на подъездных железнодорожных путях ОАО “Воркутауголь“ судами установлен и подтвержден материалами дела.

В части 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23
Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса. Органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса (части 1 и 1.1 статьи 23.51 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители (часть 2 статьи 23.51 КоАП РФ).

В соответствии с подпунктами 3 и 8 пункта 9 Положения о Службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, для осуществления своих функций и возложенных полномочий Служба имеет право проводить проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), давать предписания по устранению выявленных нарушений и принимать иные меры в соответствии с законодательством; устанавливать перечень должностных лиц Службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 28.03.2006 N 9/1 утвержден Перечень должностных лиц Службы Республики Коми по тарифам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в частности, руководитель Службы Республики Коми по тарифам, его заместители; начальники отделов Службы Республики Коми по тарифам, их заместители; иные должностные лица Службы Республики Коми по тарифам, специально уполномоченные ее приказом осуществлять контроль по вопросам, связанным с определением
(установлением) и применением цен (тарифов).

Таким образом, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении Общества постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом.

Нарушений административным органом требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным и отмены постановления от 01.06.2007 N А-06-08/07, не выявлено.

Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку им может быть дана оценка при рассмотрении спора о признании недействующим нормативного акта - приказа Службы Республики Коми по тарифам от 15.08.2006 N 41/3 “Об утверждении тарифа на транспортные услуги по перевозке грузов, оказываемые ОАО “Воркутауголь“ на подъездных железнодорожных путях ОАО “Воркутауголь“.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому уплаченная Обществом государственная пошлина при подаче кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит возврату в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу N А29-3715/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Воркутауголь“ - без
удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу “Воркутауголь“ государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 18.12.2007 N 17909.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ