Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.02.2008 по делу N А17-1712/5-2007 Расходы в областной фонд энергосбережения являются экономически обоснованными, поэтому правомерно включены налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2008 г. по делу N А17-1712/5-2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Бердникова О.Е., Евтеевой М.Ю.

при участии представителей

от заявителя: Красавиной О.В. (доверенность от 11.02.2008),

Точеновой М.Н. (доверенность от 17.12.2007)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.08.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007

по делу N А17-1712/5-2007,

принятые судьями Голиковым С.Н.,

Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

по заявлению открытого акционерного общества “Ивэнерго“

о признании недействительным решения от 04.05.2007 N 34

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново

и

установил:

открытое акционерное общество “Ивэнерго“ (далее - ОАО “Ивэнерго“, Общество) обратилось
в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения от 04.05.2007 N 34 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.08.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 252 и пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, расходы Общества в виде отчислений в фонд энергосбережения Ивановской области неправомерно учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку они не отвечают критериям, установленным в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция полагает, что названные расходы не связаны с производством и реализацией и не являются внереализационными расходами; доход от осуществления целевых перечислений ОАО “Ивэнерго“ не получало; доказательств положительного экономического эффекта, вызванного произведенными расходами, Общество не представило. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, указав на законность принятых судебных актов.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной 28.12.2006 Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль
за 2003 год и установила необоснованное включение Обществом в состав расходов денежных средств в сумме 36 141 050 рублей, перечисленных Обществом в целях финансирования работ по энергосбережению во исполнение Закона Ивановской области от 01.06.1998 N 35-ОЗ “Об энергосбережении в Ивановской области“. По мнению Инспекции, данные расходы не соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, являются экономически не обоснованными, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Данное нарушение повлекло неуплату налога на прибыль в сумме 8 673 852 рублей.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.03.2007 N 6, на основании которого заместитель начальника Инспекции принял решение от 04.05.2007 N 34 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в котором признал неправомерное занижение налога на прибыль в сумме 8 673 852 рублей.

ОАО “Ивэнерго“ не согласилось с данным решением и обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 247, 249, пунктом 1 статьи 252, подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“, Законом Ивановской области от 01.06.1998 N 35-ОЗ “Об энергосбережении в Ивановской области“, Программой энергосбережения в городе Иваново, утвержденной решением Ивановской городской Думы от 10.06.2003 N 216, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что расходы Общества в областной фонд энергосбережения являются экономически обоснованными и подлежат отнесению на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье
247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“, финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях установления правовых экономических и организационных основ в сфере энергоснабжения в Ивановской области и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“ принят Закон Ивановской области от 01.06.1998 N 35-ОЗ “Об энергосбережении в Ивановской области“ (далее - Закон Ивановской области N 35-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона Ивановской области N 35-ОЗ источниками формирования целевых средств для финансирования работ по энергосбережению являются в том числе ассигнования, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; средства
бюджетного фонда энергосбережения Ивановской области.

В пункте 4 названной статьи Закона Ивановской области N 35-ОЗ установлено, что средства бюджетного фонда энергосбережения Ивановской области формируются в том числе за счет:

- обязательных ежемесячных перечислений газосбытовыми организациями и энергоснабжающими организациями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию, средств, включаемых в цены и тарифы на энергетические ресурсы, в размере одного процента стоимости отпущенных в предыдущем месяце электрической, тепловой энергии, природного и сжиженного газа;

- обязательных ежемесячных перечислений энергоснабжающими организациями, осуществляющими продажу потребителям купленной электрической и тепловой энергии, средств, включаемых в тарифы на энергию и услуги, оказываемые на потребительском рынке энергетических ресурсов, в размере одного процента от фактических затрат (без стоимости покупной энергии) и прибыли по данному виду деятельности за предыдущий месяц.

В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов при производстве и потреблении, снижения затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов бюджетными организациями, а также во исполнение Закона Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“, Закона Ивановской области от 01.06.1998 N 35-ОЗ “Об энергосбережении в Ивановской области“ Ивановская городская Дума решением от 10.06.2003 N 216 утвердила Программу энергосбережения города Иванова на период до 2006 года (далее - Программа), в которой регламентирован порядок формирования целевых средств.

Консолидация средств для финансирования Программы осуществляется областным целевым фондом энергосбережения через НП “Энергоэффект“ (подпункт 1.4.1 Программы).

Как видно из материалов дела и установили суды, во исполнение законодательно установленной обязанности по перечислению средств в фонд энергосбережения Ивановской области Общество в 2003 году понесло расходы в общей сумме 36 141 050 рублей.

Целевое финансирование мероприятий осуществлялось на основании соглашения от 21.03.2003 N 0096, заключенного между Обществом и НП “Энергоэффект“, в соответствии
с Планом первоочередных мероприятий по внедрению работ по ресурсосбережению в городах и районах Ивановской области, финансируемых за счет инвестиционных программ и других источников, утвержденных администрацией Ивановской области.

Отчисления производились путем перечисления денежных средств либо посредством зачета задолженности потребителей энергии перед Обществом в фонд энергосбережения. Целевой характер отчислений, их размер и документально подтверждение налоговый орган не оспаривает.

Исследовав представленные в дело доказательства, суды сделали правильный вывод об экономической обоснованности понесенных Обществом расходов, законности их учета при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса и отсутствии у Инспекции оснований для доначисления налога на прибыль в спорной сумме.

Выводы судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.

Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на Инспекцию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.08.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А17-1712/5-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.
Иваново - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1 000 рублей.

Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

М.Ю.ЕВТЕЕВА