Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2008 по делу N А82-4228/2007-99 Предусмотренная в п. 1 ст. 129.1 НК РФ налоговая ответственность за несвоевременное сообщение лицом сведений о земельных участках наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их количества, и штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах санкции, установленной в этой норме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. по делу N А82-4228/2007-99

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.08.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007

по делу N А82-4228/2007-99,

принятые судьями Украинцевой Е.П.,

Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

по заявлению администрации Большесельского муниципального района Ярославской области

о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области от 23.05.2007 N 5461 и требования
об уплате налоговых санкций от 28.05.2007 N 233

и

установил:

администрация Большесельского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.05.2007 N 5461 и требования об уплате налоговых санкций от 28.05.2007 N 233.

Решением суда от 08.08.2007 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые решение и требование признаны недействительными в части налоговых санкций, превышающих 26 068 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в признании недействительными решения и требования Инспекции об уплате налоговых санкций по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме, превышающей 1 000 рублей. Оспариваемые решение и требование Инспекции в указанной части признаны недействительными. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, налоговая санкция в соответствии с названной нормой в размере 1 000 рублей применяется за несвоевременное сообщение сведения за каждый земельный участок. Применение в рассматриваемом случае суммы штрафа, соответствующей количеству несвоевременно сообщенных налоговому органу сведений о земельных участках, не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.

Администрация не представила отзыв на кассационную жалобу в суд.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,
представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах Администрацией и установила факты несвоевременного представления 16 068 сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2007.

Результаты проверки отражены в акте от 19.04.2007 N 212, на основании которого заместитель руководителя Инспекции вынес решение от 23.05.2007 N 5461 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 16 068 000 рублей.

Инспекция направила в адрес Администрации требование от 28.05.2007 N 233 об уплате налоговых санкций.

Администрация не согласилась с решением и требованием налогового органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.

Руководствуясь статьями 106 - 108, 112, 114, пунктом 1 статьи 129.1, пунктом 1 статьи 389, пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2006 N 47н “Об утверждении формы “Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования“ и Рекомендаций по их заполнению“, Арбитражный суд Ярославской области частично удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что Администрация является органом, обязанным представлять соответствующие сведения о земельных участках, и признал правомерным привлечение ее к налоговой ответственности в размере 1 000 рублей за каждое несвоевременно представленное сведение. Вместе с тем
суд признал наличие в данном случае смягчающих ответственность обстоятельств и уменьшил размер взыскиваемых санкций в 1 000 раз до 16 068 рублей.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о наличии у Администрации обязанности представлять соответствующие сведения о земельных участках. Однако он посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности взыскания штрафа в размере 1 000 рублей за каждое несвоевременно представленное сведение, в связи с чем отменил решение суда в части отказа в признании недействительными решения и требования Инспекции об уплате налоговых санкций в сумме, превышающей 1 000 рублей. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что пункт 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит указания на исчисление штрафа в зависимости от количества несообщенных (несвоевременно сообщенных) сведений.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 Кодекса).

Из содержания данной нормы следует, что ответственность наступает за сам факт несвоевременного направления сведений вне зависимости от их
количества и штрафные санкции назначаются за выявленное правонарушение в целом в пределах санкции, установленной в этой норме.

В пункте 1 статьи 108 Кодекса установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Факт несвоевременного представления Администрацией в налоговый орган сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2007, установлен судами первой и апелляционной инстанций и Администрацией не оспаривается.

Таким образом, Второй арбитражный апелляционный суд сделал правильные выводы о том, что налоговая санкция за совершение указанного правонарушения, подлежит взысканию с Администрации в размере 1 000 рублей и, соответственно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для взыскания налоговых санкций свыше данной суммы.

С учетом изложенного доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, признаются несостоятельными.

Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на Инспекцию.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007 по делу N А82-4228/2007-99 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 4 по Ярославской области государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей в доход федерального бюджета.

Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ