Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2008 по делу N А82-16338/2006-14 Постановление главы муниципального района об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка правомерно признано недействительным, так как спорный земельный участок находится на территории субъекта РФ и как участок, относящийся к особо охраняемой природной территории имеет особый режим использования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2008 г. по делу N А82-16338/2006-14

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Волкова А.В. (доверенность от 29.06.2006 N 756)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации Некоузского муниципального района Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007

по делу N А82-16338/2006-14,

принятые судьями Сурововой М.В.,

Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,

по заявлению прокурора Ярославской области

о признании недействительным постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 N 497 “Об условиях организации и проведения торгов по продаже
земельного участка, расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области“

и

установил:

прокурор Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) от 05.09.2006 N 497 “Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью “Земляне“ (победитель аукциона по продаже спорного земельного участка, далее - ООО “Земляне“), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некоузского муниципального района (далее - КУМИ), Управление Роснедвижимости по Ярославской области в лице Территориального отдела по Некоузскому муниципальному району (далее - Управление Роснедвижимости), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области.

Решением суда от 06.07.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что постановление от 05.09.2006 N 497 принято Администрацией в соответствии с действующим законодательством в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“; не нарушает прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; не возлагает ни на кого каких-либо обязанностей. Администрация указывает на то,
что постановление от 21.01.2005 N 8, которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, содержащий запись “Борковский ландшафтный заповедник“, с описанием границ охраняемой территории, не устанавливает такого правового статуса спорного земельного участка, как особо охраняемая территория. Согласно кадастровому плану, данный земельный участок относится к категории - “земли поселений“. На момент продажи земельного участка перевод его из одной категории в другую не был осуществлен.

Представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.

Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов Администрации, считает решение и постановление законными и обоснованными.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области в отзыве на кассационную жалобу поддержало позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.

Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области просили рассмотреть кассационную жалобу без участия их представителей.

Прокурор, ООО “Земляне“, КУМИ, Управление Роснедвижимости по Ярославской области и Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, не представили отзыв на жалобу в суд.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 30 минут 04.02.2008 до 17 часов 07.02.2008.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.09.2006 глава Некоузского муниципального района
Ярославской области вынес постановление N 497 “Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области“, согласно которому принято решение о продаже на аукционе для проведения проектно-изыскательных работ находящегося в водоохранной зоне р. Сунога и расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа земельного участка с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006, общей площадью 108 000 квадратных метра из земель сельскохозяйственного назначения.

На основании данного постановления администрация Некоузского муниципального района Ярославской области 09.10.2006 провела открытый аукцион по продаже названного земельного участка. Победителем аукциона признано ООО “Земляне“, с которым 13.10.2006 заключен договор купли-продажи земельного участка, являвшегося предметом аукциона.

Прокуратура Ярославской области в ходе проверки законности постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 N 497 установила, что данное постановление принято с нарушением требований земельного законодательства, в связи с чем прокурор Ярославской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта недействительным.

Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“; статьей 18, пунктами 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации; статьей 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. При этом суд исходил из того, Администрация вынесла постановление в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации, ограничен в обороте и право на распоряжение которым у нее отсутствует.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел
оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 52 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

В статье 95 Кодекса и пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли государственных природных заказников.

В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 33-ФЗ территории государственных заказников относятся либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ).

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 33-ФЗ).

В рассматриваемом случае предметом спора является постановление главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 N 497 “Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области“, согласно которому принято решение о продаже на аукционе находящегося в водоохранной зоне р. Сунога и расположенного севернее д. Погорелка Веретейского сельского округа земельного участка
с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006, общей площадью 108 000 квадратных метра.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, установили, что спорный земельный участок находится на территории Борковского ландшафтного заказника и имеет особый режим использования как участок, относящийся к особо охраняемой природной территории.

Борковский заказник включен в перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 N 118. Данным решением администрации делегировано право по согласованию с органами местного самоуправления утверждать границы особо охраняемых природных территорий.

Протоколом совещания в Некоузском муниципальном округе по вопросу согласования материалов инвентаризации особо охраняемых природных территорий, проведенным 26.05.2003, решено сохранить статус особо охраняемой природной территории регионального значения за Борковским заказником с категорией “ландшафтный заказник“.

На основании согласованных с муниципальными органами материалов инвентаризации администрация Ярославской области приняла постановление от 21.01.2005 N 8 “Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области“, которым утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области с описанием их границ. Данным постановлением Комитету по земельным ресурсам Ярославской области рекомендовано внести соответствующие изменения и дополнения в государственную земельную кадастровую документацию, а органам местного самоуправления муниципальных образований - при обновлении карто-топографического материала населенных пунктов учесть границы таких территорий в их границах. Борковский ландшафтный заказник включен в этот перечень.

Границы Борковского ландшафтного заказника, установленные постановлением администрации Ярославской области от 21.01.2005 N 8, полностью совпадают с границами, описанными в Положении о государственном ландшафтном заказнике (пункт 1.9), утвержденном постановлением администрации Ярославской области от 04.04.2007 N 125.

Таким образом, границы Борковского ландшафтного заказника были утверждены и доведены до органов
местного самоуправления муниципальных образований до принятия главой Некоузского муниципального района Ярославской области оспариваемого постановления.

При указанных обстоятельствах, которые установлены судами первой и апелляционной инстанций, материалам дела не противоречат и переоценке в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не подлежат, Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд сделали правильный вывод о том, что администрация Некоузского муниципального района приняла постановление в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации, ограничен в обороте и право на распоряжение которым у нее отсутствует.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отклоняется. Данному доводу была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций, которые сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемым ненормативным актом нарушены законные права и интересы субъекта Российской Федерации - Ярославской области.

Отклоняются также доводы Администрации относительно того, что по кадастровому плану спорный земельный участок относится к категории - “земли поселений“ и на момент продажи этого участка перевод его из одной категории в другую не был осуществлен. Как указано ранее, постановлением администрации Ярославской области от 21.01.2005 N 8 Комитету по земельным ресурсам Ярославской области предписано внести соответствующие изменения и дополнения в государственную земельную кадастровую документацию, а органам местного самоуправления муниципальных образований - при обновлении карто-топографического материала населенных пунктов учесть границы таких территорий в их границах. Неисполнение соответствующими органами возложенных на них обязанностей не свидетельствует о том, что спорный земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям.

Остальные доводы Администрации в
силу изложенного признаются несостоятельными.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на Администрацию.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу N А82-16338/2006-14 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Некоузского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на администрацию Некоузского муниципального района Ярославской области

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

Т.В.ШУТИКОВА