Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2008 по делу N А79-3935/2007 Нарушение срока представления справки о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2008 г. по делу N А79-3935/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Гагарина А.Н., доверенность от 07.05.2007,
от заинтересованного лица: Александрова Г.М., доверенность от 09.01.2008 N 2,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.07.2007 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007
по делу N А79-3935/2007,
принятые судьями Михайловым А.Т.,
Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества “Агро-Инвест“
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
о привлечении к административной ответственности
и
установил:
закрытое акционерное общество “Агро-Инвест“ (далее - ЗАО “Агро-Инвест“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) от 17.05.2007 N 97-07/19П о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.07.2007 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого апелляционного суда от 15.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению административного органа, суды не дали надлежащую правовую оценку доказательствам, представленным Управлением, поэтому суд кассационной инстанции вправе переоценить установленные судами обстоятельства и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования. Заявитель также полагает, что апелляционный суд нарушил часть 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество не оспаривало в суде первой инстанции факт совершения административного правонарушения. Следовательно, Первый арбитражный апелляционный суд, сделав вывод об отсутствии в действиях ЗАО “Агро-Инвест“ состава правонарушения, вышел за пределы рассмотрения дела. Кроме того, Управление указывает, что выводы судов о допущенных со стороны административного органа процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами кассационной жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения валютного законодательства Управление установило, что в нарушение требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ и Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258) Общество представило справку о подтверждающих документах в уполномоченный банк с нарушением срока.
Усмотрев в действиях ЗАО “Агро-Инвест“ признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Управления составило протокол от 08.05.2007 N 97-07/19.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении исполняющий обязанности руководителя Управления вынес постановление от 17.05.2007 N 97-07/19П о назначении Обществу наказания за вменяемое правонарушение в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 25.1 и статьей 25.4 КоАП РФ, статьей 210 и частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование. Суд счел, что при производстве по делу об административном правонарушении Управление допустило существенные процессуальные нарушения.
Руководствуясь частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), Положением N 258-П, Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И), Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения. Апелляционный суд счел, что в действиях Общества отсутствует событие правонарушения, и согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Управление при производстве по делу об административном правонарушении допустило существенные процессуальные нарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Закона).
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Таким образом, следует различать понятия “подтверждающие документы и информация, связанные с проведением валютных операций“ и “документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям“.
Из содержания Федерального закона N 173-ФЗ и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П, пункта 1.2 Инструкции N 117-И) следует, что справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Эта справка относится к подтверждающим документам и информации, связанным с проведением валютных операций.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что нарушение Обществом сроков представления справки о подтверждающих документах не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и правомерно удовлетворили требование Общества, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Наличие или отсутствие существенных процессуальных нарушений со стороны Управления при производстве по делу об административном правонарушении не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Ссылка Управления на то, что апелляционный суд вышел за пределы рассматриваемого дела, судом кассационной инстанции не принимается.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан как основаниями, так и предметом заявленного требования. Проверка оспариваемого решения в полном объеме предполагает право суда выйти за пределы требований заявителя.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.07.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по делу N А79-3935/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ