Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2008 по делу N А17-5064/2005-23/2007 Нарушение срока представления справки о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2008 г. по делу N А17-5064/2005-23/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.10.2007

по делу N А17-5064/2005-23/2007,

принятое судьей Тимошкиным К.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ТДЛ Текстиль“

о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

о привлечении к административной ответственности

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ТДЛ Текстиль“ (далее - ООО “ТДЛ Текстиль“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о
признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее - Управление) от 22.08.2007 N 10105000/108/2007/24-07/99 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 26.10.2007 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ и Положение Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 285-П). По мнению Управления, справка о подтверждающих документах является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому непредставление этой справки к установленному сроку является основанием для привлечения резидента к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В отзыве на жалобу Общество не согласилось с позицией административного органа, просило оставить судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

ООО “ТДЛ Текстиль“ просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд кассационной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного Управлением ходатайства об отложении судебного заседания.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество во исполнение контракта от 04.04.2006 N 021,
заключенного с фирмой LEPS LLS, США, осуществило поставку товара на сумму 64 757,60 доллара США. Товар с таможенной территории Российской Федерации вывезен 30.12.2006 по грузовой таможенной декларации N 10105030/281206/0001106.

В ходе проверки соблюдения валютного законодательства Управление установило, что Общество представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 01.03.2007, то есть с нарушением установленного срока.

Усмотрев в действиях ООО “ТДЛ Текстиль“ признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Управления составило протокол от 03.08.2007 N 10105000-108/207.

По результатам рассмотрения дела руководитель Управления вынес постановление от 22.08.2007 N 10105000/108/2007/24-07/99 о назначении Обществу наказания за вменяемое правонарушение в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ, подпунктом 2 части 3 и подпунктом 4 пункта 10 статьи 23, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция 117-И), Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд счел, что в действиях Общества отсутствует событие правонарушения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение
административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Закона).

В силу пункта 2 части 3 статьи 23 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Таким образом, следует различать понятия “подтверждающие документы и информация, связанные с проведением валютных операций“ и “документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям“.

Из содержания Федерального закона N 173-ФЗ и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П, пункта 1.2 Инструкции N 117-И) следует, что справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Эта справка относится к подтверждающим документам и информации, связанным с проведением валютных операций.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области сделал правильный вывод о том, что нарушение Обществом сроков представления справки о подтверждающих документах не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления.

Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287
(пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.10.2007 по делу N А17-5064/2005-23/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ