Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 по делу N А79-2346/2007 Действия УГИБДД МВД, выразившиеся в проведении мероприятий по ограничению движения транспортных средств по дорогам муниципального образования, правомерны, так как произведены в соответствии с действующим законодательством, на основании распорядительных актов органов местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2008 г. по делу N А79-2346/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“

на решение от 22.05.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007

по делу N А79-2346/2007,

принятые судьями Кудряшовым В.Н.,

Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Захаровой Т.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“

к муниципальному унитарному предприятию “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерство внутренних дел по Чувашской Республике, Федеральному государственному унитарному предприятию “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие
МВД России в Чувашской Республике - Чувашии“ о признании незаконными действий

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“ (далее ООО “Волготрейдмонтаж“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ (далее Предприятие), Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (далее УГИБДД МВД по Чувашской Республике) и федерального государственного унитарного предприятия “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД России в Чувашской Республике - Чувашии“ (далее ФГУП “ГОССМЭП МВД России в Чувашской Республике - Чувашии“), выразившихся в проведении мероприятий по ограничению движения транспортных средств с полной массой от 5,0 тонны и выше по дорогам города Чебоксары и по установке дорожных знаков 3.11, ограничивающих движение (проезд) транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонны до 25,0 тонны по дорогам города Чебоксары в период с 19.03.2007 по 30.04.2007.

Решением суда от 22.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что ограничительный дорожный знак 3.11, запрещающий проезд транспортных средств установлен незаконно; постановление администрации города Чебоксары от 27.02.2007 N 33 “О мерах и защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“ недействующее, поскольку официально не опубликовано в печатных изданиях.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской
Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверены Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, администрация города Чебоксары приняла постановление от 27.02.2007 N 33 “О мерах и защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“.

Газета “Чебоксарские новости“ 10.03.2007 N 46 опубликовала сообщение о том, что в связи с принятием данного постановления вводятся ограничения движения транспортных средств с полной массой от 5,0 тонны и выше по дорогам города Чебоксары в период с 19.03.2007 по 30.04.2007.

В связи с принятием постановления от 27.02.2007 N 33 на всех дорогах с 19.03.2007 при въезде в город Чебоксары установлены дорожные знаки, запрещающие круглосуточно проезд транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонны. Транспортным средствам с полной массой до 25,0 тонны проезд в город был возможен только путем приобретения разовых пропусков, а для автомобилей с полной массой более 25,0 тонны проезд был запрещен.

Посчитав свои права нарушенными, ООО “Волготрейдмонтаж“ обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 12 и 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, Арбитражный суд Республики Чебоксары отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд установил, что действия по ограничению движения транспортных средств произведены в соответствии с законом, на основании распорядительных актов органов местного самоуправления, и с компетенцией перечисленных организаций.

Первый арбитражный апелляционной суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности
дорожного движения“ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 данного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В пункте 20 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, пункт 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принимать решения о временном прекращении или ограничении движения по автомобильным дорогам общего пользования, относящимся к государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации, в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения городского округа отнесено содержание и строительство автомобильных
дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.03.2007 N 76-р органам местного самоуправления рекомендовано временно ограничивать движение транспортных средств на дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в целях обеспечения сохранности их в период весеннего паводка.

В соответствии со статьей 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики к вопросам местного значения отнесены содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Чебоксары, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Таким образом, Администрация наделена полномочиями принимать решения о введении временного ограничения движения транспортных средств на дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Чебоксары в период весеннего паводка.

В пункте 2.2 устава муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ предусмотрено, что оно осуществляет деятельность в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, нормативными и распорядительными актами органов местного самоуправления города Чебоксары.

Из этого следует, что для Предприятия постановление Администрации города Чебоксары обязательно для исполнения.

На основании муниципального контракта от 05.02.2007 N 11 на выполнение заказа по внедрению и содержанию технических средств регулирования дорожного движения в городе Чебоксары, дорожные знаки, запрещающие проезд большегрузных транспортных средств в городе Чебоксары, установлены федеральным государственным унитарным предприятием “ГОССМЭП МВД России в Чувашской Республике - “Чувашии“, что подтверждено материалами дела.

Довод заявителя жалобы о том,
что дорожный знак 3.11 установлен неправомерно, а для введения подобного рода ограничений предусмотрен знак 3.4, отклоняется, так как, согласно постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О правилах дорожного движения“, знак 3.11 “Ограничение массы“ запрещает движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке; в данном случае она свыше 5,0 тонны.

Ссылка ООО “Волготрейдмонтаж“ на незаконность реализации пропусков на проезд транспортных средств по дорогам города на коммерческой основе не принимается во внимание, так как постановлением администрации города Чебоксары от 27.02.2007 N 33 утверждены ставки оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам города Чебоксары в период весеннего паводка. Размер этих ставок зависит от полной массы автотранспортного средства. С внесением такой платы владелец транспортного средства получает возможность использовать автодороги, мосты и путепроводы города Чебоксары для решения своих хозяйственных и иных задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате, а установление платы призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.

Установление платы за проезд в период весеннего паводка в зависимости от полной массы автотранспортного средства предусмотрено Положением о компенсации ущерба, наносимого автотранспортным средством дорожно-мостовому хозяйству города Чебоксары в период весеннего паводка (далее - Положение), утвержденным постановлением администрации города Чебоксары от 20.02.2006 N 28. Иных критериев установления платы Положение не содержит.

Довод заявителя кассационной жалобы о неопубликовании в печатных изданиях постановления администрации города Чебоксары от 27.02.2007 N 33 “О мерах и защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“, предписывающих ограничение движения транспортных средств на территории города Чебоксары, также во внимание не принимается
по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы и обязанности лиц, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Исходя из единства правовой системы, это правило распространяется и на нормативные акты, принимаемые субъектами Российской Федерации. Учитывая положения приведенной нормы и содержание постановления администрации города Чебоксары от 27.02.2007 N 33, направленного на предотвращение чрезвычайных ситуаций во время весеннего паводка, на опубликование в официальном источнике “Чебоксарские новости“ объявления со ссылкой на указанный нормативный акт (л. д. 28), следует признать, что неопубликование постановления N 33 не нарушает гарантии, вытекающие из конституционного требования официального опубликования нормативных актов.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допустили, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.05.2007 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 по делу N А79-2346/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной
ответственностью “Волготрейдмонтаж“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

О.П.МАСЛОВА

Т.В.ШУТИКОВА