Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 по делу N А39-1185/2007 Дело в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении единого социального налога, пеней и штрафа направлено на новое рассмотрение для исследования обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спорных правоотношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2008 г. по делу N А39-1185/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Клеянкиной Т.Н. (доверенность от 05.01.2007),

Налиткиной С.В. (доверенность от 05.01.2007)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007

по делу N А39-1185/2007,

принятые судьями Цыгановой Г.А.,

Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б.,

по заявлению открытого акционерного общества “Саранский хлебокомбинат“

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия

и

установил:

открытое акционерное общество “Саранский
хлебокомбинат“ (далее - ОАО “Саранский хлебокомбинат“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.02.2007 N 12-37/10 в части начисления единого социального налога, пеней и налоговых санкций по данному налогу, а также пеней по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 9 025 725 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части вывода судов о неправомерном начислении единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статьи 235, 236 Налогового кодекса Российской Федерации и неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По его мнению, трудовые отношения возникают на основании фактического допущения работника к работе, даже если такие отношения надлежащим образом не оформлены. Инспекция полагает, что суды не учли формальности распределения работников по четырем организациям (ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“), поскольку трудовые функции и фактическое место осуществления трудовой деятельности для работников, переведенных в названные организации, не изменились; названные организации осуществляли только один вид деятельности - предоставление персонала Обществу; у данных организаций отсутствовали основные средства, управленческий и технический персонал; указанное распределение численности работников позволило организациям применять упрощенную систему налогообложения и не платить единый социальный налог; доход названных организаций составлял лишь сумму затрат по заработной плате работников; все пять организаций
находятся по одному юридическому адресу; в руководящий состав организаций вошли бывшие должностные лица Общества; составление бухгалтерской и налоговой отчетности производилось одним бухгалтером.

ОАО “Саранский хлебокомбинат“ в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Инспекции, указав на законность принятых судебных актов.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.01.2008.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО “Саранский хлебокомбинат“ за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформила актом от 26.01.2007 N 12-37/3.

В ходе проверки в числе прочих нарушений установлена неуплата единого социального налога за 2003, 2004, 2005 годы в сумме 6 261 780 рублей в результате занижения налоговой базы по данному налогу при выплате денежных средств физическим лицам, выполнявшим в Обществе работы в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными между Обществом и ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“.

ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“ зарегистрированы в период с декабря 2002 года по июнь 2004 года по юридическому адресу ОАО “Саранский хлебокомбинат“, с момента создания применяли упрощенную систему налогообложения. По мере создания данных организаций в них были переведены на постоянное место работы более 300 сотрудников Общества.

По мнению Инспекции, перевод работников в указанные организации
является формальным, осуществленным с целью неуплаты единого социального налога; сделки по приему и увольнению работников не имеют деловой цели; дробление бизнеса между четырьмя вновь созданными юридическими лицами не является экономически обоснованным; договоры, заключенные Обществом с ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“ и ООО “Хлеб-Транс“, являются мнимыми сделками; рабочие места сотрудников названных юридических лиц находятся в Обществе; Общество и данные организации являются взаимозависимыми лицами.

Рассмотрев материалы проверки с учетом представленных Обществом возражений, руководитель Инспекции принял решение от 22.02.2007 N 12-37/10 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в том числе за неуплату единого социального налога в сумме 1 252 356 рублей. В этом же решении Обществу предложено уплатить 6 261 780 рублей единого социального налога и 1 498 986 рублей пеней по нему.

ОАО “Саранский хлебокомбинат“ обжаловало названное решение Инспекции в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 2, 48, 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 235, 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд исходил из того, что у Общества не возникла обязанность по исчислению и уплате единого социального налога с выплат, произведенных физическим лицам организациями - ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“ и ООО “Хлеб-Транс“.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения для
указанных налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Кодекса).

Налоговая база для указанных налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц (пункт 1 статьи 237 Кодекса).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ разъяснено, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в том числе вследствие уменьшения налоговой базы.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании, согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование в части признания недействительным решения Инспекции от 22.02.2007 N 12-37/10 о доначислении единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа, сделав вывод о том, что налоговый орган не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о возникновении у Общества обязанности по исчислению и уплате единого социального налога по выплатам физическим лицам, выполнявшим в Обществе
работы в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными между Обществом и ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“.

Между тем при рассмотрении настоящего спора суды не учли следующее. Из материалов дела видно, что для обеспечения непрерывности технологического процесса ОАО “Саранский хлебокомбинат“ заключало с вновь созданными ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“ договоры на оказание услуг (ведение технологического процесса производства вырабатываемой Обществом продукции, обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования Общества, техническое обслуживание и ремонт данного оборудования, обеспечение Общества всеми необходимыми для производственной деятельности материальными ресурсами, ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества, управление его транспортными средствами и контроль за их работой и т.д.).

По состоянию на 01.01.2003 в ОАО “Саранский хлебокомбинат“ работало около 360 человек. После регистрации ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“ в них в 2003 - 2004 годах из ОАО “Саранский хлебокомбинат“ были формально переведены более 300 сотрудников (не более 100 человек в каждую вновь созданную организацию).

Трудовые функции и фактическое место осуществления трудовой деятельности работников, переведенных из ОАО “Саранский хлебокомбинат“ во вновь созданные организации, не изменились, они продолжают работать на прежних рабочих местах, на том же оборудовании, принадлежащем Обществу. Работники всех организаций получают заработную плату в кассе Общества.

Общество, ООО “Хлеб-Сервис“, ООО “Кондитер“, ООО “Пекарь“, ООО “Хлеб-Транс“ располагаются по одному адресу и взаимодействуют исключительно друг с другом. На балансе созданных организаций в течение всего периода деятельности не имелось никаких активов, необходимых для осуществления производственного процесса по предусмотренным видам деятельности. Иной деятельности, кроме предоставления персонала Обществу, вновь созданные организации не осуществляют. Доход, получаемый этими организациями от Общества, покрывает лишь сумму
затрат по заработной плате, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, фактически все работники продолжают осуществлять свою трудовую деятельность в Обществе.

Общество по названным договорам фактически производило оплату труда, что является объектом обложения единым социальным налогом, однако, используя описанную схему, единый социальный налог с указанных выплат не исчисляло и не уплачивало в бюджет.

Распределение численности работников (до 100 человек) позволило созданным организациям применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и не уплачивать единый социальный налог.

Вывод судов о том, что перевод работников во вновь созданные организации оформлялся в соответствии с трудовым законодательством, в рассматриваемом случае значения не имеет.

С учетом изложенного вывод судов о неправомерном доначислении Обществу единого социального налога сделан без учета правовой позиции, приведенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, поэтому не может быть признан достаточно обоснованным.

При рассмотрении настоящего спора суды неполно исследовали обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спорных правоотношений, поэтому решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 в части признания недействительным решения Инспекции от 22.02.2007 N 12-37/10 о доначислении единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа подлежат отмене, а дело в отмененной части для устранения отмеченных нарушений - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.

В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку не обжаловались.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции
не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктами 1, 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу N А39-1185/2007 в части удовлетворения заявленного требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 22.02.2007 N 12-37/10 о доначислении единого социального налога, пеней и налоговых санкций по данному налогу отменить.

Направить дело в данной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 по настоящему делу оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ