Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2008 по делу N А82-4378/2007-39 Нарушение срока представления подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2008 г. по делу N А82-4378/2007-39
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.08.2007 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007
по делу N А82-4378/2007-39,
принятые судьями Красновой Т.Б.,
Лысовой Т.В., Черных Л.И., Буториной Г.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества “Торговый дом “Русские краски“
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области о
привлечении к административной ответственности
и
установил:
открытое акционерное общество “Торговый дом “Русские краски“ (далее по тексту - ОАО “ТД “Русские краски“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - Территориальное управление) от 13.06.2007 N 78-07/58 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.08.2007 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд неправильно применил часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, Положение Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 285-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 285-П). По мнению Территориального управления, справка о подтверждающих документах относится к формам учета и отчетности по валютным операциям, поэтому непредставление этой справки к установленному сроку является основанием для привлечения резидента к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на жалобу против доводов заявителя возразило, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ОАО “ТД “Русские краски“ и Производственное Республиканское унитарное предприятие “Минский завод колесных тягачей“ (Республика Беларусь) заключили договор на поставку лакокрасочной продукции от 13.05.2005 N 39/03-04.
Во исполнение договора товар вывезен с таможенной территории Российской Федерации по товарной накладной от 27.04.2006 N 60427023.
В ходе проверки соблюдения валютного законодательства Территориальное управление установило, что в нарушение требований Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ и Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 285-П Общество представило справку о подтверждающих документах не 15.06.2006, а 07.09.2006.
Усмотрев в действиях ОАО “ТД “Русские краски“ признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Территориального управления составило протокол от 01.07.2007 N 78-07/58.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Территориального управления вынес постановление от 13.06.2007 N 78-07/58 о назначении Обществу наказания за вменяемое правонарушение в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“, частью 1 статьи 4.5, частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 285-П, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что в действиях Общества содержится состав вменяемого правонарушения, однако признал незаконным и отменил постановление административного органа, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствовался этими же нормами, а также Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И) и счел, что непредставление подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах не образует состава правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ). При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Закона).
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Таким образом, следует различать понятия “подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций“ и “документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям“.
Из содержания Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П, пункта 1.2 Инструкции N 117-И) следует, что справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Эта справка относится к подтверждающим документам и информации, связанным с проведением валютных операций.
С учетом изложенного Второй арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что нарушение Обществом сроков представления справки о подтверждающих документах не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и правомерно признал незаконным и отменил постановление Территориального управления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения, Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.08.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А82-4378/2007-39 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
М.Ю.ЕВТЕЕВА
Т.В.ШУТИКОВА