Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 по делу N А31-1973/2007-14 Юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление данного вида деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2008 г. по делу N А31-1973/2007-14

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Башевой Н.Ю., Евтеевой М.Ю.

при участии представителей

от заявителя: Тупицына В.О. (доверенность от 29.11.2007 N 482-юр),

от заинтересованного лица: Попова А.Г. (доверенность от 09.01.2008),

Ингеройнен Н.А. (доверенность от 09.01.2008)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области

на решение от 01.08.2007 Арбитражного суда Костромской области и

на постановление от 11.10.2007 Второго арбитражного апелляционного суда

по делу N А31-1973/2007-14,

принятые судьями Паниной С.Л.,

Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,

по заявлению открытого акционерного общества “Русский хлеб“ к Управлению по технологическому и экологическому
надзору Ростехнадзора по Костромской области о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи открытому акционерному обществу “Русский хлеб“ разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 год, действия по выдаче расчета сверхлимитных платежей и возложении на Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области обязанности выдать разрешение на размещение отходов производства и потребления на 2007 год

и

установил:

открытое акционерное общество “Русский хлеб“ (далее - ОАО “Русский хлеб“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области (далее - Управление, Ростехнадзор, надзорный орган) о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи ОАО “Русский хлеб“ разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 год, действия по выдаче расчета сверхлимитных платежей и возложении на Управление обязанности выдать разрешение на размещение отходов производства и потребления на 2007 год.

Решением суда первой инстанции от 01.08.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2007 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 461, утвердившее Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, издано 16.06.2000, а не 16.06.2002.

Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно: статью 1, пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона
от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2002 N 461.

По его мнению, поскольку 23 наименования образуемых ОАО “Русский хлеб“ отходов отнесены к категории опасных и особо опасных, а договора на вывоз заключены относительно только двух видов отходов, деятельность Общества по размещению (хранению) и использованию опасных отходов подлежит лицензированию.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

В судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу Общество возразило против доводов заявителя, указав, что оно не должно представлять в Управление лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку не осуществляет эту деятельность. Такая лицензия требуется лишь в случае, когда размещение отходов связано с извлечением прибыли.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.01 по 21.01.2008.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ОАО “Русский хлеб“ является юридическим лицом, выпускающим хлебобулочную и кондитерскую продукцию. Как природопользователь Общество осуществляет плату за загрязнение окружающей среды.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Костромской области приказом от 19.05.2004 N 919 утвердило для ОАО “Русский хлеб“ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании проекта Общество ежегодно представляло в Управление заявки на установление лимитов
на размещение отходов производства, на которые до 2007 получало разрешения при наличии определенного пакета документов, не предполагающего наличие в нем лицензии на соответствующий вид деятельности.

Надзорный орган письмом от 15.02.2007 предложил Обществу дополнить пакет документов копией лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предприятием, осуществляющим указанный вид деятельности.

Управление выставило ОАО “Русский хлеб“ к оплате расчет сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (отходы).

Общество 19.04.2007 и 28.04.2007 направило Ростехнадзору две претензии с предложением осуществить выдачу разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 год.

Управление 02.05.2007 повторно предложило ОАО “Русский хлеб“ получить лицензию и указало на то, что при ее отсутствии лимиты на размещение отходов производства оформляться не будут.

Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Общество не осуществляет деятельности по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке и размещению отходов, поэтому не должно представлять в надзорный орган лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Апелляционная инстанция руководствовалась аналогичными нормами права и согласилась с выводом суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 16 Федерального закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект
расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 названного Закона используются следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Таким образом, юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Как видно из материалов дела, ОАО “Русский хлеб“ 16.01.2007 обратилось в Управление с заявкой на установление лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007 год. Согласно приложенному к заявке перечню 23 наименования отходов отнесены к категории опасных, среди них особо
опасные отходы 1 - 3 класса опасности (ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная серная отработанная, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал (ветошь), загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом). Из перечня размещаемых ОАО “Русский хлеб“ отходов на 2007 год (таблица, лист дела 12) видно количество образуемых Обществом отходов (столбец 5), количество отходов, подлежащих хранению на его промплощадке (столбец 14), а также указаны объекты конечного размещения отходов, в том числе собственные нужды (столбец 8).

Следовательно, часть опасных отходов (отработанные моторные масла, промасленная ветошь, автопокрышки) не вывозилась, а хранится (размещается) у Общества на промплощадке.

На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и статьи 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности.

При таких обстоятельствах суды сделали неправильный вывод о том, что Общество не осуществляет деятельности по размещению опасных отходов.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что отходы, образующиеся в результате производственной деятельности ОАО “Русский хлеб“, хранятся временно, а затем вывозятся и утилизируются на основании договоров от 23.05.2005 N 148 от 12.10.2006 N 393/3, заключенных с ООО фирмой “Дельта“ и филиалом Российской общественной организации инвалидов войн военных конфликтов “Экрон-Сах“ соответственно, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, в связи с чем Общество не обязано иметь лицензию на данный вид деятельности, не может быть признана обоснованной, поскольку, как видно из материалов дела, указанные договоры заключены в отношении твердых видов отходов, люминесцентных ламп, приборов с ртутным заполнением, некондиционной ртути, дуговых ртутных ламп, электролита кислотного отработанного, аккумуляторных
батарей отработанных с неслитым электролитом, стеклобоя от разбитых люминесцентных ламп. Остальные опасные отходы (отработанное масло, ветошь (промасленная), автопокрышки) хранились на территории Общества и частично использовались им для собственных нужд.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2 000 рублей, по апелляционной и кассационной инстанциям по 1 000 рублей подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение от 01.08.2007 Арбитражного суда Костромской области и постановление от 11.10.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А31-1973/2007-14 отменить.

В удовлетворении требований открытого акционерного общества “Русский хлеб“ к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи открытому акционерному обществу “Русский хлеб“ разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 год, действия по выдаче расчета сверхлимитных платежей и возложении на Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области обязанности выдать разрешение на размещение отходов производства и потребления на 2007 год отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Русский хлеб“ в пользу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской
области 2 000 рублей государственной пошлины по первой инстанции, 1 000 рублей по апелляционной инстанции и 1 000 рублей по кассационной инстанции.

Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительные листы.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

М.Ю.ЕВТЕЕВА