Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.01.2008 по делу N А29-2561/2007 В признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимости отказано правомерно, так как материалами дела не доказано, что финансирование строительства спорного объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2008 г. по делу N А29-2561/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Князевой Г.А.,

судей Бабаева С.В., Поповой Г.Г.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми

на решение от 03.08.2007 Арбитражного суда Республики Коми

по делу N А29-2561/2007,

принятое судьей Маклаковой С.В.,

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми

к администрации муниципального района “Сысольский“

о признании права собственности и признании государственной регистрации недействительной,

третьи лица - Сысольский районный отдел народного образования,

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми,

и

установил:

Территориальное управление Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом по Республике Коми (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района “Сысольский“ (далее Администрация) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее - Регистрационная служба) о признании:

- права собственности Российской Федерации на часть здания гаража - бокс N 2 на одну автомашину (согласно техническому паспорту) площадью 18,48 квадратного метра, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, село Визинга, улица Советская, дом 39а;

- недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования “Сысольский район“ на указанное имущество.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Сысольский районный отдел народного образования и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее Инспекция).

Заявленные требования основаны на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) и мотивированы тем, что с момента сдачи здания в эксплуатацию оно учитывалось на балансе Инспекции, а потому является исключительно федеральной собственностью.

Решением от 03.08.2007 Арбитражного суда Республики Коми в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что финансирование строительства спорного объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Спорный объект возведен после принятия Постановления от 27.12.1991 N 3020-1, а потому к спорным правоотношениям
сторон не может быть применен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми в связи с неправильным применением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд неправильно оценил представленные в дело документы и пришел к необоснованному выводу о том, что отсутствуют доказательства строительства спорной недвижимости за счет средств федерального бюджета. Из акта государственной приемочной комиссии от 13.08.1992 следует, что Инспекция являлась одним из заказчиков строительства. Нахождение спорного имущества в федеральной собственности подтверждается также проведенной инвентаризацией объектов недвижимости, находящихся на балансе Инспекции. По мнению Теруправления, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Постановления от 27.12.1991 N 3020-1. Недвижимое имущество в установленном законом порядке не передавалось из федеральной в муниципальную собственность, поэтому регистрация права муниципальной собственности является незаконной.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из имеющихся документов следует и суд установил, что актом государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта от 13.08.1992 введен в эксплуатацию гараж на три бокса площадями: 16,24 квадратного метра, 18,48 квадратного метра и 17,92 квадратного метра соответственно.

С момента создания балансодержателем всего объекта является отдел образования администрации муниципального округа “Сысольский район“, бокс площадью 18,48 квадратного метра передан в
пользование Инспекции без оформления договорных отношений.

Глава Республики Коми 17.07.2000 принял распоряжение N 1004-р о передаче ряда объектов из государственной собственности Республики Коми в собственность муниципальных районов, в том числе спорного здания.

На основании указанного распоряжения Регистрационная служба осуществила государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.03.2002 сделана запись регистрации N 11-01/03-01/2002-128.

Посчитав, что регистрация нарушает право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправление должно было доказать наличие одного из обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество: создание спорного имущества истцом, приобретение данного имущества истцом по договору либо иные юридические факты.

В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 “О собственности в РСФСР“ (действовавшей на момент создания спорного объекта) гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправление не представило суду документов, объективно свидетельствующих о том, что спорный объект был возведен за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
“О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.

Правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обладает заинтересованное лицо (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обратившись в суд с требованием о признании зарегистрированного права муниципальной собственности на спорный объект недействительным, Теруправление не доказало наличия нарушенного права, что повлекло обоснованный отказ в удовлетворении данного требования и, соответственно, требования о признании права федеральной собственности на гаражный бокс.

Довод заявителя о том, что нахождение здания в федеральной собственности подтверждается инвентаризацией, проведенной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.1997 N 1839-р, отклоняется в силу следующих обстоятельств. В акте инвентаризации от 07.04.1998 (л. д. 81) не указан номер дома, инвентаризация которого проводилась. В учетной карточке по объекту федерального недвижимого имущества (л. д. 82) адрес объекта недвижимого имущества указан как село Визинга, улица Советская, дом 35, тогда как предметом спора является объект недвижимости, расположенный по адресу: село Визинга, улица Советская, дом 39а.

Аргументы кассационной жалобы относительно возведения спорного объекта за счет средств федерального бюджета отклоняются, поскольку противоречат материалам дела и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Окружной суд проверил доводы заявителя жалобы в полном объеме и отклонил их, как необоснованные.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам
дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение от 03.08.2007 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2561/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.А.КНЯЗЕВА

Судьи

С.В.БАБАЕВ

Г.Г.ПОПОВА