Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 по делу N А79-3050/2007 В признании недействующим постановления администрации города о ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города, отказано правомерно, так как установление размеров арендной платы за земли, используемые различными категориями арендаторов на территории муниципального образования, относится к компетенции администрации муниципального образования. Порядок установления размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 г. по делу N А79-3050/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя: Свеклова В.В. (доверенность от 12.04.2005 N 21АА253179),

от заинтересованного лица: Майорова Д.В. (доверенность от 29.12.2007 N 29-01-3412),

Яковлевой Э.А. (доверенность от 29.12.2007 N 29/01-3416)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2007

по делу N А79-3050/2007,

принятое судьями Ростовой З.М., Манеевой О.В., Пальчиковой Г.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича

о признании недействующими постановления администрации города Чебоксары от 29.11.2006 N 201 “О ставках арендной платы за земельные
участки, расположенные на территории города Чебоксары“ и приложений к нему

и

установил:

индивидуальный предприниматель Дельман Александр Ильич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими постановления администрации города Чебоксары (далее - Администрация) от 29.11.2006 N 201 “О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Чебоксары“ и приложений к нему, как не соответствующими пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, статье 11, пункту 3 статьи 65, статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 50 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Вита Холдинг“ на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики“, статьям 31 и 50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Устав), принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.06.2005 N 1665.

Решением суда от 31.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.08.2007 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Чувашской Республики принял решение от 01.11.2007 об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Предприниматель не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель
жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, порядок расчета арендной платы за земельные участки в городе Чебоксары должен был быть рассмотрен и утвержден представительным органом муниципального образования города Чебоксары - Чебоксарским городским Собранием депутатов, а коэффициенты, используемые при расчете суммы годовой арендной платы арендуемого земельного участка, следовало согласовать с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики. Постановление Администрации от 29.11.2006 N 201 не имеет юридического и экономического обоснования; отсутствует надлежащее экспертное заключение. Представленное в материалы дела экономическое заключение не является надлежащим доказательством, так как неизвестно, кем оно дано. Виды функционального использования земельных участков, указанные в оспариваемом постановлении, противоречат видам функционального использования земель, перечисленным в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики“. Вопрос о ставках арендной платы должен был быть вынесен на публичные слушания. Суд первой инстанции не дал оценку доводам заявителя о том, что оспариваемое постановление является дискриминационным в зависимости от субъектов землепользования.

Представитель Предпринимателя поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов Предпринимателя возразили, считают решение суда законным.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 09.01.2008 до 14 часов 14.01.2008.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274,
284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, администрация города Чебоксары издала постановление от 29.11.2006 N 201 “О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Чебоксары“ (далее - Постановление N 201), которым утвердила Порядок расчета арендной платы за земельные участки в городе Чебоксары (приложение N 1) и коэффициенты для расчета величины годовой арендной платы по видам функционального использования земельных участков (приложение N 2).

Предприниматель посчитал Постановление N 201 и приложения к нему не соответствующими действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного нормативного правового акта и приложений к нему недействующими.

Руководствуясь частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; пунктом 5 статьи 65, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации; пунктами 3, 4, 5, 8 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики“; статьей 28 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“; статьей 16 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики; пунктом 1.5 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.06.2005 N 1665, Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 01.11.2007 отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из следующего. Установление размера арендной платы за
земли, используемые различными категориями арендаторов на территории муниципального образования, относится к компетенции администрации муниципального образования. Порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога, поэтому при утверждении Порядка расчета стоимости арендной платы за пользование земельными участками правомерно взята в качестве основы для расчета утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 кадастровая стоимость земельного участка. Оспариваемое постановление является экономически обоснованным. Виды функционального использования земельных участков, указанные в Постановлении N 201 и в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45, установлены для разных целей. Установление порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками, расположенными на территории города Чебоксары, не включено в перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании
осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ).

Чебоксарское городское Собрание депутатов - представительный орган муниципального образования города Чебоксары решением от 30.11.2005 N 40 приняло Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.

В статье 50 Устава предусмотрено, что регулирование земельных отношений относится к полномочиям администрации муниципального образования города Чебоксары.

Таким образом, Чебоксарское городское Собрание депутатов наделило полномочиями в указанной
части Администрацию.

Регулирование земельных отношений невозможно без установления ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Чебоксары. Следовательно, постановление от 29.11.2006 N 201, которым утверждены Порядок расчета арендной платы за земельные участки в городе Чебоксары и коэффициенты для расчета величины годовой арендной платы по видам функционального использования земельных участков, принято Администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.

В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такие общие начала не установлены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка.

Порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Из содержания статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или)
разрешенного использования земельного участка.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости производится государственная кадастровая оценка земель.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 8 - 10 Правил).

Кадастровая стоимость расположенных на территории Чувашской Республики земель поселений утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 “Об утверждении результатов
государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики“.

Из содержания приложения 1 к Постановлению N 201 следует, что порядок расчета арендной платы за земельные участки в городе Чебоксары разработан, в том числе в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45. Расчет суммы годовой арендной платы в границах кадастрового квартала осуществляется по формуле:

А = Ккад.ст х К1 х К2 х К3 х S, где

Ккад.ст - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1 - коэффициент от кадастровой стоимости земельного участка, равный ставке земельного налога, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов;

К2 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

К3 - коэффициент дифференциации;

S - площадь земельного участка.

Таким образом, размер арендной платы определяется в зависимости от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

В приложении 2 к Постановлению N 201 указаны размеры коэффициентов К1, К2 и К3 по видам функционального использования земельных участков. При этом коэффициент К2 учитывает вид разрешенного использования земельного участка.

Администрация представила в суд Экономическое обоснование ставок арендной платы за пользование земельными участками на территории города Чебоксары (далее - Экономическое обоснование), признав которое в качестве надлежащего доказательства по делу и оценив которое, суд пришел к выводу о том, что Администрация экономически обосновала утвержденный в оспариваемом постановлении коэффициент К2, определенный с учетом действовавших в 2006 году ставок арендной платы за пользование земельными участками, вида деятельности арендатора и других критериев.

Таким образом, порядок расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, утвержденный оспариваемым постановлением, определен с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя жалобы о том,
что Экономическое обоснование должно пройти независимую экспертизу, поскольку Предприниматель не указал, какими нормами закона или иного нормативного правового акта это требование установлено; свои требования относительно необходимости проведения экспертизы документально не обосновал.

В кассационной жалобе Предприниматель ссылается на несоответствие Постановления N 201 постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 по видам функционального использования земель.

Между тем суд первой инстанции также правомерно отклонил данные доводы Предпринимателя.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Следовательно, Правилами землепользования и застройки устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков отдельно по каждой территориальной зоне, определенной градостроительным зонированием.

В Постановлении N 201 виды разрешенного использования земельных участков установлены применительно к городу Чебоксары в целом. Эти виды разрешенного использования применяются только в связи с возникновением отношений по аренде земельных участков, расположенных на территории города Чебоксары и находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В приложении 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 в соответствии с пунктом 11 названных Правил, приведены виды функционального использования земель, которые служат для целей государственной оценки земель поселений.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 принято в соответствии с названными Правилами и Методикой.

Таким образом, перечень видов функционального использования, определенный в Постановлении N 201, и перечень, приведенный в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45, установлены для разных целей.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Предпринимателя о том, что вопрос о ставках арендной платы должен быть вынесен на публичные слушания. Установление порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками, расположенными на территории города Чебоксары, не включено в перечень вопросов, которые в силу статьи 28 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 16 Устава муниципального образования города Чебоксары и пункта 1.5 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.06.2005 N 1665, в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания.

Остальные доводы заявителя жалобы также отклоняются за необоснованностью.

Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 2 части 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2007 по делу N А79-3050/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА