Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 по делу N А43-1391/2007-38-54 Отказ в определении кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении к его рыночной стоимости является законным; кадастровая стоимость данного земельного участка правомерно определена исходя из кадастровой стоимости единицы площади земель поселений, утвержденной нормативным актом субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 г. по делу N А43-1391/2007-38-54

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шишкиной Е.Н.,

судей Бабаева С.В., Князевой Г.А.

при участии представителей

от заявителя: индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 24.11.2006 УВД города Арзамаса,

Соболя П.А. по доверенности от 27.02.2007

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2007 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007

по делу N А43-1391/2007-38-54,

принятые судьями Яшковой Е.Л., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,

Протасовым В.Ю.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
о признании незаконным отказа федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области в определении кадастровой стоимости земельного участка
в процентном отношении к его рыночной стоимости

и

установил:

индивидуальный предприниматель Сулимчик Валерий Михайлович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Нижегородской области (далее - ФГУ “Земельная кадастровая палата“) в определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 939 квадратных метров с кадастровым номером 52:40:01 02 012:0056, расположенного по адресу: город Арзамас, улица Л. Толстого, 48, в процентном отношении к его рыночной стоимости и об обязании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ определить кадастровую стоимость этого земельного участка в процентном отношении к его рыночной стоимости.

Заявленное требование основано на статье 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, на части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ввиду определения рыночной стоимости земельного участка, его кадастровая стоимость подлежит корректировке, так как последняя является налогооблагаемой базой для определения размера земельного налога.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2007, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007, отказано в удовлетворении заявленных требований. При разрешении спора суд руководствовался статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что заявитель не доказал, каким образом ФГУ “Земельная кадастровая палата“ нарушило требования земельного законодательства.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд неправильно истолковал часть 3 статьи 66
Земельного кодекса Российской Федерации и неправомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования, поскольку заявитель просил ФГУ “Земельная кадастровая палата“ привести кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствие с указанной нормой права, а не установить тождество понятий кадастровой и рыночной стоимости земельного участка.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы кассационной жалобы.

Суд рассмотрел и удовлетворил ходатайство ФГУ “Земельная кадастровая палата“ о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав заявителя и его представителя, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, Предприниматель является собственником земельного участка площадью 939 квадратных метров с кадастровым номером 52:40:01 02 012:0056, расположенного по адресу: город Арзамас, улица Л. Толстого, 48, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2005 серии 52-АБ N 350481. Из кадастрового плана данного земельного участка от 27.04.2006 следует, что его кадастровая стоимость составляет 3 925 404 рубля 99 копеек.

Не согласившись с государственной кадастровой оценкой, Предприниматель обратился в государственное учреждение “Приволжский региональный центр судебной экспертизы по рыночной стоимости“ за определением рыночной стоимости земельного участка. Согласно выводам эксперта рыночная стоимость названного земельного участка составляет 441 583 рубля.

Письмом от 18.07.2006 Сулимчик В.М. направил в ФГУ “Земельная кадастровая палата“ заявление о корректировке кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в процентном отношении к рыночной стоимости.

Письмом от 03.08.2006 N 52/24-1/966 ФГУ “Земельная кадастровая палата“ отказало Предпринимателю в удовлетворении
заявления.

Сулимчик В.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что отказ ФГУ “Земельная кадастровая палата“ в корректировке кадастровой стоимости земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полномочия по определению кадастровой стоимости земельных участков возложены на Земельную кадастровую палату по соответствующему субъекту Российской Федерации пунктом 1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих
земельных участках в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. До этого момента полномочия по организации работы по проведению государственной кадастровой оценки земель всех категорий для целей налогообложения осуществлял комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Нижегородской области на основании постановления администрации Нижегородской области от 18.01.2001 N 10 “О государственной кадастровой оценке земель“. Отказ ФГУ “Земельная кадастровая палата“ в удовлетворении заявления Предпринимателя в корректировке кадастровой стоимости земельного участка датирован 03.08.2006. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого отказа ФГУ “Земельная кадастровая палата“ не обладало полномочиями по определению кадастровой стоимости земельного участка и по ее корректировке.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (части 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кадастровая стоимость - это экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной
стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости различен для участков, для которых определена рыночная стоимость, и в тех случаях, когда она не определена. В случаях, когда рыночная стоимость земельного участка не определена, его кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие из общего правила части 2 названной статьи. Для установления кадастровой стоимости земельного участка в случае определения его рыночной стоимости эта рыночная стоимость является базовой оценочной величиной, в процентах от которой устанавливается кадастровая стоимость такого участка. Механизмы оценки рыночной стоимости земельного участка и перехода от нее к кадастровой стоимости в данной статье не приводятся.

В рассматриваемом случае рыночная стоимость не может быть применена для определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не приняты, и в законодательстве Российской Федерации не определен процент, который составляет кадастровая стоимость от рыночной.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участках в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему
субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка верно определена ФГУ “Земельная кадастровая палата“ исходя из кадастровой стоимости единицы площади земель поселений под объектами торговли в размере 4 180,41 рубля за квадратный метр, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.01.2005 N 6 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Нижегородской области“.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ ФГУ “Земельная кадастровая палата“ в определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в процентном отношении к его рыночной стоимости соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов Предпринимателя, и правомерно отказал Сулимчику В.М. в удовлетворении его заявления.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 по делу N А43-1391/2007-38-54 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н.ШИШКИНА

Судьи

С.В.БАБАЕВ

Г.А.КНЯЗЕВА