Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2008 по делу N А11-2839/2007-К2-24/154 Осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники при оплате услуг сотовой связи посредством терминала, не зарегистрированного в налоговых органах и не имеющего фискальной памяти, является основанием для привлечения к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 января 2008 г. по делу N А11-2839/2007-К2-24/154

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Шароновой Л.В. (доверенность от 29.12.2007 N 04-09/058628)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью “Продторг Плюс“

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2007 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007

по делу N А11-2839/2007-К2-24/154,

принятые судьями Андриановой Н.В.,

Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Захаровой Т.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Продторг Плюс“

о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области

о привлечении к административной ответственности

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью
“Продторг Плюс“ (далее - ООО “Продторг Плюс“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) постановления от 16.05.2007 N 104 о привлечении к административной ответственности, на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Сославшись на статьи 1, 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, статью 14.5 КоАП РФ, пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин“, заявитель жалобы считает, что используемый им для приема платежей программно-технический комплекс является одним из видов контрольно-кассовой техники; в настоящее время отсутствуют законодательные акты, обязывающие оснащать контрольно-кассовую технику устройствами фискальной памяти, а также не имеется государственного реестра электронно-вычислительных машин и программно-технических комплексов.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании против доводов Общества возразили, указав на законность обжалуемых судебных актов.

ООО “Продторг Плюс“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным
судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция 17.04.2007 провела проверку соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ при оказании услуг по приему платежей сотовой связи через терминал ОСМП-МИНИ (заводской номер 000006826), принадлежащий Обществу и установленный в помещении магазина “Продукты“, расположенного по адресу: Владимирская область, Петушинский район, деревня Пекша, улица Центральная, и установила факт оплаты услуг сотовой связи в сумме 150 рублей без применения контрольно-кассовой техники, поскольку названный платежный терминал не оснащен фискальной памятью, не внесен в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и не зарегистрирован в налоговом органе.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный в статье 14.5 КоАП РФ, налоговый орган составил протокол об административном правонарушении от 11.05.2007 N 02/37к. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальник Инспекции принял постановление от 16.05.2007 N 104 о привлечении Общества к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением налогового органа, ООО “Продторг Плюс“ обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 2.9, 14.5 КоАП РФ, статьями 3, 4, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и учитывая позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлениях от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за
неприменение контрольно-кассовых машин“ и от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) под контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Контрольно-кассовая техника, применяемая индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном
порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ).

Неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг населению является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.

Под неприменением контрольно-кассовых машин в силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин“ следует понимать, в частности, использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти.

Как видно из материалов дела и установили суды обеих инстанций, при осуществлении наличных денежных расчетов с клиентами по приему платежей за услуги сотовой связи ООО “Продторг Плюс“ использовало платежный терминал, который не оснащен фискальной памятью, не включен в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и не зарегистрирован в налоговом органе по месту учета Общества в качестве налогоплательщика.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 14.5 КоАП РФ.

Нарушений административным органом требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, не выявлено.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной
инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.06.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по делу N А11-2839/2007-К2-24/154 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Продторг Плюс“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ