Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А56-15997/2008 Наличие в договоре на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, заключенном с организацией, обеспечивающей безопасность государства, условия о приостановлении в одностороннем порядке предоставления доступа к услугам связи противоречит пункту 4 статьи 51 Федерального закона “О связи“ и Указу Президента РФ от 23.11.1995 N 1173.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. по делу N А56-15997/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего В.В.Горшелева

судей Т.А.Кашиной, М.А.Шестаковой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И.Агеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11626/2008) ОАО “Ростелеком“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 года N А56-15997/2008 (судья М.В.Кузнецов), принятое

по иску Заместителя прокурора Владимирской области в интересах Военного комиссариата Ленинского района г. Владимира

к ОАО “Ростелеком“

о признании недействительными пунктом 3.5, 5.1.2, 7.2 договора

при участии:

от истца: прокурор не явился, извещен, истец не явился извещен

от
ответчика: А.В.Лисиченко по доверенности от 06.10.2008 года N 5-6769

установил:

заместитель прокурора Владимирской области обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в интересах Военного комиссариата Ленинского района г. Владимира с исковым заявлением к ОАО “Ростелеком“ о признании недействительными пунктов 3.5, 5.1.2, 7.2 государственного контракта на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи от 01.02.2006 года N 266, заключенного между ОАО междугородной и международной связи “Ростелеком“ в лице ОАО “ЦентрТелеком“, действующего от имени и по поручению ОАО “Ростелеком“ и Военным комиссариатом Ленинского района г. Владимира.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ОАО “Ростелеком“ заявило ходатайство о проведении лингвистической экспертизы пунктов 3.5, 5.1.2 и 7.2 договора об оказании услуг междугородной и международной телефонной связи от 01.02.2006 года N 266.

Решением суда от 20.10.2008 года в удовлетворении ходатайства ОАО “Ростелеком“ о назначении лингвистической экспертизы пунктов 3.5, 5.1.2 и 7.2 договора об оказании услуг междугородной и международной телефонной связи от 01.02.2006 года N 266 отказано. Признаны недействительными пункты 3.5, 5.1.2, 7.2 государственного контракта на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи от 01.02.2006 года N 266, заключенного между ОАО междугородной и международной связи “Ростелеком“ в лице ОАО “ЦентрТелеком“, действующего от имени и по поручению ОАО “Ростелеком“ и Военным комиссариатом Ленинского района г. Владимира.

Не согласившись с решением суда, ОАО “Ростелеком“ подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

ОАО “Ростелеком“ в мотивированной апелляционной жалобе указывает на то, что обстоятельства, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.

Податель жалобы указывает
на то, что пункты 3.5, 5.1.2, 7.2 договора в их совокупности не содержат текстовых оснований для приостановления или прекращения услуг в одностороннем порядке при их рассмотрении как системы действий, в данном случае, прекращающих доступ к услугам связи совершенно; фрагменты в их совокупном значении означают право стороны инициировать приостановление услуг связи: совершать систему коммуникативных действий, предусмотренных договором и Федеральным законом. Считает, что оспариваемые пункты договора не содержат положений, позволяющих ОАО “Ростелеком“ приостановить оказание услуг связи в одностороннем порядке. Полагает, что судом ошибочно применен не подлежащий применению Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 года N 1173 “О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства“. Указывает на то, что суд неправомерно ограничил истца в его праве на предоставление доказательств в подтверждение его доводов, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, отказав в назначении судебной лингвистической экспертизы.

В судебном заседании представитель ОАО “Ростелеком“ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель прокуратуры Владимирской области и Военный комиссариат Ленинского района г. Владимира надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Прокуратура Владимирской области в отзыве возражает против апелляционной жалобы, считает решение арбитражного суда правильным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителя ответчика, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ОАО междугородной и международной связи “Ростелеком“ в лице ОАО “ЦентрТелеком“, действующего от имени и по поручению
ОАО “Ростелеком“ и Военным комиссариатом Ленинского района г. Владимира заключен государственный контракт от 01.02.2006 года N 266 на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи.

Противоречия положений пунктов 3.5. 5.1.2, 7.2 государственного контракта от 01.02.2006 года N 266 на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи действующему законодательству явились основанием для обращения заместителя прокурора Владимирской области в интересах Военного комиссариата Ленинского района г. Владимира в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим иском к ОАО “Ростелеком“ о признании указанных пунктов недействительными.

В соответствии с пунктом 3.5 государственного контракта, доступ к услугам связи, предоставленный пользователю (Военный комиссариат Ленинского района г. Владимира) с пользовательского оборудования (полный перечень установленного оборудования указан в приложениях к договору на оказание услуг местной и внутризоновой телефонной связи), может быть приостановлен по инициативе ОАО “Ростелеком“ в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 контракта.

Согласно пункту 5.1.2 контракта, ОАО “Ростелеком“ вправе инициировать временное приостановление предоставления доступа к междугородной и международной связи пользователю в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 контракта.

В силу пункта 7.2 контракта, в случае просрочки платежа, либо иного нарушения пользователем требований, установленных Законом Российской Федерации “О связи“, правилами или контрактом, ОАО “Ростелеком“ вправе инициировать приостановление в одностороннем порядке предоставления доступа к услугам связи на срок до полного погашения задолженности пользователем либо, соответственно, устранения иных допущенных пользователем нарушений.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются
по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьи 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет ответственности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 126-ФЗ принят 07.07.2003, а не 24.07.2003.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 24.07.2003 года N 126-ФЗ “О связи“, оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключенного в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в объеме соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг. Статьями 4 и 21 Закона “О связи“ установлено, что отношения связи регулируются, кроме Конституции Российской Федерации, Законом о связи, правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, государственное регулирование в области связи осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 года N 1173 “О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства“, в соответствии с которым ограничение
или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства.

В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 года N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся, и совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования.

На основании вышеизложенного апелляционный суд считает правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что военный комиссариат Ленинского района г. Владимира относится к субъектам, обеспечивающим безопасность государства и в соответствии с Указом от 15.10.1999 года N 1372, является недопустимым ограничение или прекращение ему оказания услуг связи.

Таким образом, пункты 3.5, 5.1.2, 7.2 государственного контракта от 01.02.2006 года N 266 на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи противоречат действующему законодательству.

Изложенные подателем жалобы доводы отклоняются, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Нарушение норм материального и процессуального права судом не допущено.

В связи с этим решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРШЕЛЕВ В.В.

Судьи

КАШИНА Т.А.

ШЕСТАКОВА М.А.